На прошедшей неделе мой взгляд «упал» на несколько событий: конфликт президента Украины с парламентом, не начавшаяся война в Иране и визит вице-премьера Иванова в приложении к самолетам.
Москва 1993= Киев 2007?
Многим россиянам картина происходящего сегодня на Украине до боли напоминает конфликт президента Ельцина с Верховным Советом: пока Ющенко и Янукович пытаются прийти к компромиссу, нет-нет да и звучат речи о расстреле мятежного парламента верными украинскому президенту войсками. Лично для меня после таких разговоров окончательно ушло в никуда мнение некоторых россиян и украинцев, что наши народы к «счастливому завтра» идут принципиально разными путями.
В России война разных ветвей властей случилась почти на 14 лет раньше, чем на Украине, и причины этих войн, по мнению многих, принципиально одни и те же: неспособность демократов руководить нашими странами по-настоящему, а не теоретически. Давать советы действующим управленцам из научных лабораторий и использовать те же самые знания в реальном управлении страной - две большие разницы.
Когда пришло осознание этого факта, а нужда заставила срочно разгребать завалы в экономике, в России на службу срочно были призваны «политические тяжеловесы». Причем в нашей стране наиболее действенными управленцами оказались бывший «госплановец» Юрий Маслюков и журналист-разведчик Примаков. Что будут делать в аналогичной ситуации украинцы, сказать сложно, но предположить, что у власти окажутся сильные хозяйственники, чуть ли еще не советского призыва, можно очень даже просто. Других по настоящему квалифицированных найти сложно, да и нефтегазового «парашюта», как у России, у Украины просто нет.
России, ее гражданам и даже жителям Комсомольска-на-Амуре выгодно, чтобы на Украине началась хоть какая-то положительная «движуха»: оборонно-промышленные комплексы наших стран (а именно за счет оборонки до сих пор выживает город Юности) до сих пор слишком зависимы друг от друга. Про зависимость наших городских предприятий от поставок с Украины мы писать не будем, а просто упомянем такой факт: десантные катера на воздушной подушке "Мурена-M", поставленные Хабаровским судостроительным заводом в Республику Корея, оснащались газотурбинными энергетическими установками ГП НПКГ "ЗОРЯ-МАШПРОЕКТ" (Украина). «По некоторым оценкам, в целом Россия без кооперации со странами СНГ сможет выпускать не более 17% военной продукции и продукции двойного назначения»,- так было написано в одной из интернет статей, посвященных вопросам военно-технического сотрудничества стран бывшего СССР. Зависимость оборонных предприятий Украины от российских предприятий еще больше. В случае выбора Украиной вливания в ряды «ОПК стране грозит то же, что оборонному комплексу Польши, которая, обладая высокоразвитым ОПК, ничего не может продать партнерам по НАТО. Более того, повязанная натовскими стандартами, Варшава вынуждена закупать вооружение на стороне»,- написано в той же статье.
В общем, «хорошо» будет и русским, и украинцам.
Вокруг Ирана
На ситуации вокруг южного соседа наша страна на глазах у изумленной публики смогла немного заработать. На прошлой неделе со ссылкой на неизвестный источник в генеральном штабе России ряд центральных российских СМИ, «назначали» начало войны США против Ирана на 6 апреля. В результате цена на нефть достигла 7-месячного максимума: за баррель марки Brent на биржах платили по 70 долларов. Не знаю, чем руководствовались «государевы люди», «назначившие» новую американскую войну на начало апреля, но страна действительно заработала на этом немного денег. Говорят, что одной из действительных причин ирано-иракской войны в начале 80-х годов было желание руководства СССР с помощью Саддама Хусейна поднять мировые цены на черное золото, ну, а заодно и свергнуть режим, лидеры которого когда-то собирались грозить не только странам капиталистического Запада, но и советскому империализму. Если вы думаете, что вторая причина полный бред, тогда ответьте на вопрос: с какой радости в той войне Ираку помогали страны НАТО и Советский Союз?
Это все дела давно минувших дней, но причины для нападения США на Иран есть сегодня в любом случае, и по оценкам самих иранцев произойдет оно в конце лета-начале осени: раньше просто не удастся навести относительный порядок в Афганистане и Ираке и сформировать группировку войск, необходимую для нанесения военного поражения стремительно развивающейся исламской республике.
Самый обаятельный вице-премьер
Один из моих коллег о Сергее Иванове, первом вице-премьере, сказал примерно следующее: более легкого в общении крупного руководителя страны еще не видел. Эмоции эмоциями, а Сергей Борисович в Комсомольск-на-Амуре приезжал по делам самолетным, и в частности, по поводу бывшего Российского регионального самолета, ныне называющемся SSJ-100. Напомним, что ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) ведут активную маркетинговую деятельность по продаже своего детища не только внутри страны, но и за рубежом. По сообщениям ряда СМИ, к концу текущего года планируется подписать контракт на поставку 15 самолетов SSJ-100 для ГТК «Россия» (президентская авиакомпания) и Malev (венгерский национальный авиаперевозчик, в состав акционеров которого вошел российский же бизнес). По сообщения СМИ, ГСС в данный момент ведет переговоры о поставках самолетов еще с четырьмя иностранными компаниями, но твердые контракты на данный момент заключены с «Аэрофлотом» (30), «Дальавиа» (6), Финансовой лизинговой компанией (10) и авиационным альянсом AirUnion (15).
Во время визита в Комсомольск-на-Амуре вице-премьер много говорил о необходимости и важности развития российской авиации, но жизнь как всегда преподносит свои сюрпризы. Гендиректор авиакомпании «Аэрофлот» Валерий Окулов, выступая 3 апреля на круглом столе "Авиастроительный кластер: инвестиционная стратегия реформ", предложил расширить модельный ряд самолетов "Суперджет-100" за счет моделей вместимостью 70 и 120-130 мест. Заказчик (в данном случае ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии»- крупнейшая авиакомпания страны, совокупная выручка которой по итогам года превысила миллиард долларов) всегда прав, и авиастроители в любом случае не будут против новых заказов, но в дело может вмешаться американский партнер по «Суперджет» - компания «Боинг». Некоторое время назад в интервью РБК daily старший вице-президент ГСС по экономике и финансам Максим Гришанин сообщил, что «просто добавить еще мест пока нельзя из-за договора с Boeing, по которому американский производитель оказывал консультационные услуги российскому предприятию. Взамен на доступ к информации «Сухой» обещал не приступать к производству самолетов с вместимостью большее 110 мест». В ГСС рассчитывают пересмотреть условия договора, но вот пойдут ли на это американские партнеры? Ведь они сами рассчитывают продавать свои самолеты размерности более 120 мест.
Может, обаяние Сергея Иванова поможет уговорить американцев изменить свою позицию?
Александр Альдиев