С новым годом, дорогие комсомольчане!

В конце года принято подводить его итоги и делать прогнозы на будущий. Автор этих строк не претендует на полноту знаний по тому и другому вопросу, но свои версии анализа и прогноза сделал.

Событий вселенского и городского масштаба, влиявших на жизнь Комсомольска-на-Амуре в минувшем году, было более чем предостаточно. Наиболее значимыми событиями, с моей точки зрения, стали выборы 2004 года. В марте комсомольчане вместе со всеми «прогрессивным человечеством страны» проголосовали за переизбрание на пост президента России Владимира Путина с его программой строительства вертикали власти. Что из этого получается, мы можем видеть уже сейчас: налоги, отчисляемые в местные и региональные бюджеты, уменьшаются, а для получения субсидий и трансферов из федерального  руководителям регионов и городов теперь придется еще чаще ездить на поклон в Москву  в постоянно реформируемые министерства и различные агентства.

Положа руку на сердце, можно только сказать, что реформы, проводимые в стране в последние годы, не только не улучшают нашу с вами жизнь, но и значительно усложняют её. Примером может стать существенное ограничение доступа к получению субсидий на оплату жилья. Несмотря на  регулярно произносимые заклинания о необходимости повышения уровня жизни россиян (и комсомольчан в том числе), «завоеваний» социалистического строя в области защиты социальных интересов граждан с каждым годом становятся все меньше, а рыночные механизмы, призванные компенсировать этот процесс, не работают из-за еще советской по своей сути системы налогообложения. Впрочем, это болезнь давняя, и много говорить о ней нет смысла, так как от этого мало что изменится.

Вторым важным фактором, повлиявшим на жизнь в том числе и Комсомольска-на-Амуре, стал продолжающийся рост мировых цен на нефть. Последствия этого роста автомобилисты (а вместе с ними и все остальные) могут почувствовать на своем кошельке. Как выяснилось, война в далеком Ираке и рост потребления нефти в Китае приводят к тому, что наши стопроцентно рыночные нефтяные компании пытаются заработать максимум возможной прибыли на зарубежных рынках, а так как существенного роста собственной нефтедобычи не происходит, растут цены на российском рынке нефтепродуктов. По некоторым данным, только 15 процентов добываемой в России нефти продается внутри страны в виде различных нефтепродуктов, а остальная часть идет на экспорт. Тем самым россияне, сами того не заметив, уравнялись с жителями экономически развитых стран в деле конкуренции за обладание нефтепродуктами.

С другой стороны, рост доходов от экспорта нефти приводит к увеличению поступлений в государственный бюджет. При таком положении можно было бы надеяться на то, что часть этих средств пойдет на увеличение объемов государственного оборонного заказа, на исполнение которого ориентированы крупнейшие промышленные комсомольские предприятия - КнААПО и АСЗ. Несмотря на надежды, в жизни оказывается все совсем не так. Комсомольские судостроители сейчас не выпускают новые боевые корабли, а пытаются ремонтировать и модернизировать построенные еще в советские времена. Несмотря на благоприятную мировую финансовую ситуацию, государство крайне неохотно тратит деньги на новую военную технику. Газета «Коммерсант» на прошедшей неделе сообщила об утверждении гособоронзаказа на 2005 год комиссией по военно-промышленным вопросам, возглавляемой Председателем правительства Михаилом Фрадковым. По сведениям издания, объем гособоронзаказа составил 186,9 млрд руб, что на 26,7% превышает уровень 2004 года. Увеличение размера оборонного заказа ненамного превышает уровень инфляции, и поэтому можно сказать, что войска не получат существенно больше новой техники по сравнению с прошлыми годами, а оборонщики, соответственно, больше заказов.

Предприятия авиационной промышленности в будущем году должны будут передать Вооруженным силам два стратегических бомбардировщика Ту-160, 10 истребителей Су-27СМ, а также новые высокоточные ракеты "воздух-земля". Предполагается, что на выделенные средства будут построены два ударных вертолета Ми-28Н из установочной партии и еще два вертолета Ка-50. Кроме того "Коммерсантъ" замечает, что один из двух заказанных Ту-160 лишь пройдет ремонт и модернизацию, а все 10 истребителей Су-27СМ также будут модернизированы из числа уже имеющихся самолетов Су-27. Интересно, что не самый дорогой вариант модернизации знаменитых «сушек» для российских ВВС уже критикуется на страницах специализированных изданий.  По словам генерального директора и одновременно генерального конструктор корпорации "Фазотрон-НИИР" (производящей радиолокационные комплексы для российской армии)  Канащенкова, в ходе модернизации Су-27 в вариант Су-27СМ самолет обеспечивается лишь дополнительной возможностью "работы по земле". При этом тактико-технические характеристики самолета и его боевая эффективность остаются прежними." Модернизация, осуществленная таким образом - это "латание дыр", которое «неэффективно и затратно", - заявил Канащенков. По его мнению, для повышения боевой эффективности модернизируемые истребители необходимо оборудовать радарами нового поколения, которые, в частности, поставляются на экспорт. "Российские ВВС заслуживают техники, того уровня, который поставляет РФ в другие страны", - подчеркнул Канащенков.

Возвращаясь к нашим комсомольским делам, стоит упомянуть 23 декабря, когда 7 модернизированных самолетов Су-27СМ были переданы КнААПО для Дальневосточной армии ВВС и ПВО. В 2005 году КНААПО передаст ВВС РФ еще 17 машин. В конце прошлого года ВВС получили первые пять таких машин. По неофициальной информации, это обошлось бюджету в $20 млн. В январе ВВС планировали модернизировать в этом году 12 машин, однако затем их количество сократилось до семи. По всей видимости, это  связано с ростом стоимости выполнения заказа из-за слишком маленьких партий модернизируемых машин. С увеличением числа истребителей стоимость модернизации одного могла бы снизиться до миллиона долларов за самолет, но у российского государства нет на это средств.

 Подобным образом складываются дела не только у авиастроителей, но и у других оборонщиков, и наш Амурский судостроительный завод яркое тому подтверждение. В течение последнего года на ремонт и модернизацию в цеха АСЗ были поставлены сразу три боевых подводных корабля, а недостроенный атомный крейсер будет достроен для родного флота, который сразу же передаст его в аренду одному очень старому российскому партнеру из южного полушария. Таким образом, дополнительные нефтедоллары в российском бюджете мало влияют на увеличение оборонного заказа.

Странно все это выглядит на фоне гениальной по своей сути сделки по «честному изъятию» у опальной нефтяной компании «Юкос» ее главного добывающего подразделения - «Юганскнефтегаза». Государственные чиновники, провернувшие эту сделку, достойны «Золотого Остапа» за ее осуществление «рыночными», по словам Путина, методами. Некоторое время назад государство решило вернуть ранее утраченный контроль над когда-то стопроцентно государственным «Газпромом». Для этого было решено объединить газового гиганта с государственной же нефтяной компанией «роснефть». Правда, когда стали просчитывать эту сделку, то выяснилось, что стоимость «Роснефти», (куда входит и комсомольский нефтеперерабатывающий завод) значительно меньше стоимости частных акций «Газпрома» подлежащих обмену у частных владельцев акций газового гиганта. Для того, чтобы уравновесить чашу весов предлагалось в качестве довеска к «Роснефти» добавить государственную «Транснефть», занимающуюся транспортировкой большей части добытой в России нефти и нефтепродуктов за рубеж. Прошло немного времени, и «Роснефть» приобретаетт тот самый «Юганскнефтегаз», на покупку которого у более крупного «Газпрома» просто не было денег. «На глазах у изумленной публики» ловким движением руки были убиты сразу два зайца: «Газпром» соединяют с «Роснефтью», а у зарвавшегося олигарха отобирают главный источник доходов. Об этом говорить преждевременно, но вполне вероятно, что сделка по приобретению «Роснефтью» «Юганскнефтегаза» может привести к замедлению темпов реализации многочисленных проектов «Роснефти», в том числе и в Комсомольске-на-Амуре. А тем временем российские военные будут выходить на боевое задание на стремительно стареющих кораблях и самолетах.

 А на модернизацию всех Су-27 российских ВВС требуется несколько сотен, не миллиардов - миллионов нефтедолларов, затраченных на возвращение в казенную собственность когда-то разбазаренного общероссийского имущества методом, который заставит побледнеть Остапа Бендера.

Создаваемая сейчас вертикаль власти оставляет обществу все меньше возможностей контролировать действия исполнительной власти, так как контрольный пакет в федеральном парламенте уже принадлежит проправительственному блоку «Единой России» и ее сателлитам.

Подобная ситуация нас ожидает и на региональном уровне, во всяком случае, следующие выборы в краевую думу Хабаровского края пройдут по смешанной партийно-мажоритарной системе, когда половина депутатских мест будет распределено среди местных представителей федеральных партий, а вторая половина будет выбрана избирателями напрямую.

На состоявшихся 19 декабря выборах в городскую думу все 25 депутатов выбирались напрямую, без всяких партийных списков. Это привело к тому, что большинство кандидатов-членов местного отделения «Единой России» (почему- то свое членство в президентской партии никто сильно не афишировал) проиграли выборный марафон. С учетом того, что и на выборах  президента и государственную Думу «Единая россия» в Комсомольске-на-Амуре набрала значительно меньше голосов по сравнению с большинством других регионов, картина получается интересная: получается, что немалая часть комсомольчан не доверяет президенту страны, его партии. Но при этом большинство проголосовало за Виктора Ишаева, члена высшего совета путинской партии.  

На фоне всего выше изложенного не стоит ждать существенного улучшения уровня нашей жизни, так как интересы государства и россиян (комсомольчан) довольно часто, несмотря на все декларации, не совпадают.

В связи с чем, дорогие комсомольчане, желаю Вам более оптимистичного взгляда на наше ближайшее будущее, чем следует после прочтения этого текста.     

 Александр Альдиев

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий