Ни в коем случае не хочу выглядеть всепропальщиком, но оптимизм в отношении краевой исполнительной власти с каждым днем становится всё меньше.
Жители края, которые год назад избрали Сергея Фургала, даже не догадывались, чем это может обернуться. Понятно, что управленческий кризис поразил не только наш город, край и страну, но что он начнет проявляться с ещё большей силой, наверное, никто не думал. Однако факты упрямая вещь. На днях Сергей Иванович объявил о временном переезде в Комсомольск-на-Амуре для контроля за строительством объектов долговременного плана развития города Юности.
Затем агентство «Восток Медиа» опубликовало материал «Замы Фургала наплевали на его поручения». Вроде есть повод поплясать на косточках, но радости это процесс не приносит. В самом деле, где брать губернатору новых министров? Чтобы с опытом государственной и муниципальной службы, работы по профилю министерства «на земле»? С учетом того, что наша власть все больше формируется по родоплеменному принципу, о чем давно уже написали Сергей Щеглов и Михаил Хазин в своей книге «Лестница в небо», в варианте губернатора, источников пополнения только два: предприятия клана Фургалов и партийный аппарат ЛДПР. Все остальные кандидаты в начальники неизвестны и являются "черным ящиком", с неизвестными рабочими свойствами и целями.
С учетом вышесказанного главным кадровым резервом остаются предприятия семьи Фургала и партийной организации ЛДПР, но их масштаб не даёт возможности обеспечить нашего губернатора верными специалистами во всех министерствах. Тем более нахождение на некоторых постах требует не только доверия главного начальника, но и согласование с администрацией президента со сдачей некоторых экзаменов.
Именно по этой причине в правительстве края некоторые министры работают ещё со времен Виктора Ишаева. А по такому случаю, полноценного руководства в крае не получается, так как даже самый гениальный начальник может управлять в режиме реального времени не более чем 10 человеками. Именно по этой причине Сергей Иванович вынужден пойти по пути президента Медведева, «отливавшего свои слова в граните», и направить всем своим заместителям письмо «Об исполнении поручений Губернатора края», в котором в категоричной форме указал на необходимость повышения исполнительской дисциплины.
Бог даст это письмо воздействует на заместителей правительства, но что-то мне подсказывает, что мы медленно, но верно возвращаемся в 1917 год, когда царские ещё чиновники не сильно горели желанием исполнять указания с начала Временного, а потом большевистского правительств.
Большевикам, чтобы преодолеть эту анархию пришлось вводить институт комиссаров, которые были посланы во все военные подразделения и органы государственного управления, контролировать деятельность «спецов». Если сейчас попытаться воспроизвести опыт большевиков, то сразу возникает несколько вопросов: где взять столько «соколов Жириновского», где найти кандидатов в комиссары "с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками"? Пример современных комиссаров, которых центробанк России отправляет в отечественные банки говорит о том, что есть проблемы с чистыми руками. Иначе как можно объяснить скандальные банкротсва крупнейших кредитных учреждений, ради спасения которых были потрачены триллионы бюджетных средств. И что-то мне подсказывает, что на уровне Хабаровского края положение не лучше. Чему ярким подтверждением и является ситуация с краевым правительством, которое господин Фургал до сих пор не сформировал. Если же вспомнить ситуацию с качественным составом депутатов от ЛДПР в краевом парламенте, думах Комсомольска и Хабаровска видно, что "скамейка запасных" у Сергея Ивановича слишком короткая, и её возможности не позволяют сформировать команду одинаково сильную во всех линиях.
Впрочем, аналогичная ситуация сложилась во всех современных российских партиях, включая КПРФ и даже «Единую Россию». Промышленность высокого передела, которая генерирует высококвалифицированных руководителей в больших масштабах, в нашей стране стремительно сокращается. К чему, приводит практика призыва на государственную службу начальников из торговли и банковской сферы, мы уже видим на примере высшего руководства экономикой нашей страны, где работают выпускники Высшей школы экономики.
Кроме того, в самом институте комиссаров есть сильнейшее противоречие идеологии либеральной демократии, которая подразумевает тотальную свободу рыночных отношений и сокращения влияния государства на жизнь граждан и экономики. Невидимая рука рынка должна всё регулировать, а не государственная власть через своих комиссаров.
Вроде бы противоречие тотальное, однако, в 20 веке оно однажды уже было разрешено. В прочем этот пример вгонит в краску любого любителя свободного рынка. В любимой многими либералами западной Европе после первой мировой войны большинство государств стали нацистскими по своей сути. В переводе на язык экономики, в этих странах государство защищало интересы крупного национального капитала через мобилизацию населения для борьбы с внешней угрозой. В итоге этого симбиоза капиталисты боролись за рынки сбыта и доступ к ресурсам, а население этих стран под лозунгами расширения "жизненного пространства нации", защиты "национальных интересов", "воссоздания великой семьи народов" под флагами прошлых империй мобилизовалось на трудовые и военные подвиги.
Вам это ничего не напоминает? И у нас на краевом уровне уже звучат лозунги о том, что надо сплотиться вокруг лидера, который противостоит агрессии внешних сил.
Кто-то скажет, что я в очередной раз натягиваю сову на глобус. Этим скептикам я рекомендую поинтересоваться на чьи деньги пришёл к власти в Германии Адольф Гитлер. Для всех же остальных напомню, что деньги на приход к власти национал социалистической партии Германии давал крупный бизнес, которому весь трёп о «свободах и правах человека» был менее интересен извлечения прибыли на государственных военных контрактах.
Параллели более чем прозрачные, и они говорят что и из нашего российского (краевого и городского) кризиса более вероятна попытка выхода через фашизм, а не через новый социализм, как об этом говорят Николай Платошкин или Анатолий Вассерман.
Тем более лидер правящей в нашем крае партии неоднократно был замечен в попытках розыгрыша националистической карты на российской почве. Самое печально, что основания для игры на националистических настроениях более чем весомые. И на этом фоне крупный бизнес скорее проспонсирует нацистов, чем согласится расстаться с собственностью, властью и передать их народу.
И первые «звоночки» подобного варианта развития событий в нашей стране уже звучат- демонизация советского прошлого, подмена советской символики на императорскую во время военных парадов, в агитационных материалах, посвященных героическим страницам второй мировой войны, государственная компания по искоренению из народной памяти всего самого лучшего, что было в СССР, говорят о том, что руководство российского государства готово повторить путь Украины, где коммунистическая партия уже официально запрещена и проводится компания по декоммунизации с переименованием городов и территорий.
Искренне надеюсь, что до совсем экстремального варианта развития событий дело не дойдет, но в воздухе всё сильнее «пахнет керосином», а наше современное государство всё больше напоминает своего идеологического предшественника - Российскую республику времён Временного правительства Керенского.
Вот такая вот петля времени размером в сто с лишним лет.
Александр Альдиев