История о том, как в одном месте сошлись «блеск и нищета» промышленной и строительной индустрии Комсомольска-на-Амуре на фоне политических игрищ.
На прошлой неделе мне в ватцапе прислали аудиоролик, в котором женщина рассказывала о том, что вскоре должен состояться митинг протеста против строительства общежития для китайских рабочих на территории печального знаменитого комсомольского микрорайона «6 участок».
Несколько лет назад тут была закрыта единственная школа, а сам микрорайон соседствует с нефтеперерабатывающим и пивоваренным заводами. Без всякого преувеличения этот микрорайон можно назвать «комсомольским гетто», так как «социалка» отсутствует как вид, а «ароматные приветы» от нефтезавода окрашивают атмосферу своим удивительным «духом».
Несколько сообщений в мессенджере и всё прояснилось: активистам местного отделения ЛДПР от жителей «6 участка» стало известно о том, что начинается строительство общежития для китайских рабочих. В знак протеста против завоза китайских рабочих и было решено провести митинг протеста. Цель можно сказать благородная, особенно на фоне сокращений работников на двух главных градообразующих предприятий Комсомольска-на-Амуре. О чём и была опубликована статья «В Комсомольске готовят митинг против приглашений иностранных специалистов на местные предприятия»
Всё прекрасно в этой истории, только нет самого главного: реальных деталей, которые бы объясняли, что же реально происходит. А детали эти эпичны и являются очередным красочным примером «эффективности невидимой руки рынка» в условиях современной России.
Для начала начну с того, что лежит на поверхности. Общежитие собираются строить недалеко от КНПЗ. Из источников в строительной индустрии Комсомольска-на-Амуре мне стало известно о том, что китайские рабочие нужны для возведения очередной технологической установки на нефтеперерабатывающем заводе.
Совсем немного истории
Удивительное дело, завод, который более десятилетия назад вводил в эксплуатацию ежегодно по одной, а то и две технологические установки силами своего собственного строительного треста, стал делать это сильно реже. Поковырявшись в своей памяти, вспомнил, что в 2013 году по Амуру завозили здоровенный химический реактор и еще кучу всякого оборудования. А планы были грандиозные - довести переработку нефти до ста процентов, начать выпускать моторное масло и развить газохимию. Но как видно по резко снизившимся темпам ввода в строй новых установок, ликвидация дочернего «Нефтезаводремстроя» по указанию одного из бывших директоров КНПЗ, все планы порушили. Как сейчас помню, как Валерий Ежов, бывший директор КНПЗ рассказывал о том, что из-за того, что стройиндустрия Комсомольска-на-Амуре практически была разрушена, пришлось создавать свой собственный строительный трест. Который впоследствии поработал не только на нефтезаводе, но и на строительстве и модернизации «Амурметалла». А вот один из «сменщиков» Валерия Викторовича Ежова решил, что свой собственный трест заводу не нужен - «строители со стороны всё нам построят». Что из этого вышло, мы уже знаем.
Блеск и нищета современности
Говоря о том состоянии, в котором находится промышленное и гражданское строительство в Комсомольске-на-Амуре сегодня, можно ограничиться одним словом: разгром. Сейчас в Комсомольске строятся торговые центры, жилые дома, набережная, дамбы, промышленные предприятия и дороги. Казалось бы - вот оно строительное счастье. Однако если присмотреться к паспортам строек, то можно заметить, что практически все генеральные подрядчики являются иногородними компаниями. Редкие исключения лишь подтверждают горькую истину: от строительной индустрии Комсомольска, некогда работавшей по территории практически всего советского Дальнего Востока остались "рожки да ножки". Более того, различные нововведения нашего государства, среди которых например обязательные банковские гарантии для исполнителей государственных заказов приводят к росту издержек. Что в итоге привело к тому, что на всём российском Дальнем Востоке не оказалось НИ ОДНОЙ заинтересованной строительной компании, которая бы могла возводить сложные промышленные объекты для Комсомольского-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода в статусе генерального подрядчика. Отдельные работы наши строители ещё могут делать, но вот чтобы взять на себя стройку от котлована до монтажа оборудования, таких нет. И только после того, как строительная индустрия города юности дошла «до ручки», на горизонте КНПЗ появилась китайская строительная компания.
И вот сижу я весь в глубокой задумчивости: есть завод, который в интересах горожан необходимо сделать таким, чтобы он в воздух не выдавал ни одной вредной молекулы. Есть разгромленная строительная промышленность Комсомольска-на-Амуре и китайский генеральный подрядчик со своими рабочими. Как нам жителям Комсомольска-на-Амуре реагировать на эту ситуацию? Протестовать против иностранных рабочих, наверное надо, но ведь они появились в результате той экономической политики, которая реализуется в нашей стране с 1991 года. Ведь за эти 28 лет реформ строительный комплекс Комсомольск-на-Амуре пришел к тому, с чего начинался город: необходимости завозить строителей, материалы, механизмы. Своего, практически ничего нет, а мы тут про развитие Дальнего Востока говорим, собираем предложения о его развитии от населения. Так может посмотреть на опыт предков, которые действительно развивали «восточные рубежи страны советов»? А не морщить лоб в поисках новых методов, изобретая в очередной раз велосипед? Вон Япония и Китай не постеснялись взять на вооружение опыт экономики сталинского СССР с учетом своих особенностей, и каких успехов они достигли. А наша современная власть всё больше напоминает твердолобых коммунистических теоретиков позднего СССР, которые заявляли о том, что марксистско-ленинская теория единственно верная, а потому не подлежит обсуждению. Только теперь вместо собрания сочинений Маркса, Энгельса и Ленина современные начетчики от капитализма цитируют постулаты либеральной экономической теории. А реальные проблемы страны им глубоко по барабану.
Возвращаясь на родную комсомольскую землю, замечу, что не надо думать, что в разгроме строительной индустрии города Юности нет местного «вклада», но главные «авторы» этого события работали и работают в правительстве страны и в федеральном парламенте.
Так против чего митинговать будем?
Александр Альдиев