Как часто это бывает, основными ньюсмейкерами (то есть авторами самых главных новостей) оказались высокопоставленные российские чиновники. Владимир Путин был и остается самым главным человеком российской прессы на протяжении уже многих лет: скоропостижная отправка генерального прокурора Устинова и откровенное заявление иностранным журналистам накануне саммита «большой восьмерки»: «Почему мы должны платить оранжевым революционерам?», без сомнения, стали самыми главными событиями прошедшей недели.
Своя игра
Так получается, что с самой высокой прокурорской должности люди сами не уходят: новейшая история российской генеральной прокуратуры говорит о том, что как только люди, занимающие эту должность, начинают играть в свою собственную игру, не укладывающуюся в первоначальный сценарий властей, так от них сразу избавляются.
Понятно, что когда Владимир Устинов громогласно заявлял, что органы власти разного уровня стали коррумпированными, но при этом ничего не говорилось о реальных делах, подобная риторика воспринималась на уровне сотрясания воздуха, и не более того. Очень было интересно видеть господина Устинова на фоне подводной лодки «Курск», лишенной носовой части в плавучем доке: вы только представьте себе, боевой корабль весом в многие тысячи тонны был поднят с дна морского с предварительно отпиленной носовой частью якобы по причинам техники безопасности. При этом мало кто знает, что опасные для жизни человека предметы на подводных лодка находятся не только в носовых частях, но и практически по всему периметру корпуса. Получается, что на глазах у изумленной публики, под чутким присмотром генерального прокурора была уничтожена самая главная улика в деле о гибели грозного подводного корабля - взорвавшаяся носовая часть. Россияне теперь вряд ли когда узнают, что же реально произошло с «Курском», но лично у меня в памяти, кроме слез родственников погибших подводников и моряков, осталось бодрое упитанное лицо господина Устинова. Причем, должен оговориться, что эти слова написаны не из желания поплясать на косточках уволенного генерального прокурора, а для того, чтобы подчеркнуть, что, несмотря на два десятилетия реформ, прокуратура до сих пор не свободна в своей работе от «рекомендаций» высоких инстанций.
Удивляться этому особенно не приходится, так как кадры наших властей были выращены еще в советские времена, новым просто взяться было не откуда. С учетом этого обстоятельства и нужно воспринимать решение президента об отставке генерального прокурора. О том, что эта самая коррупция мешает жить стране, понимают, говорят и пишут многие, вот только реальных действий нет.
По примеру первой президентской выборной компании Путина можно предположить, что следующим президентом страны может стать человек, который проведет широко разрекламированную и хорошо освещаемую антикоррупционную кампанию в масштабах страны. Вспомните, как стал президентом Путин. Будучи еще премьер-министром и исполняющим обязанности президента, Владимир Владимирович руководил антитеррористической операцией сначала в Дагестане, а затем и в Чечне. Народ в благодарность, а также в надежде на аналогичные действия в других областях нашей жизни проголосовал за наследника Ельцина. Подобная ситуация может сложиться и на грядущих президентских выборах: коррупция мешает нормально жить практически всем, так как доля взяток (по мнению целого ряда экспертов) в себестоимости готового продукта (начиная от колбасы, жилья и так далее) просто мешает конкурировать не только на внешних рынках, но и не дает развиваться рынку внутреннему. Человек, который устранит это препятствие, однозначно будет воспринят электоратом как личность, достойная президентского кресла.
Россия де-факто уже живет по правилам мирового рынка, и оставаться с криминальной составляющей в цене готового продукта просто не получится, так как если это не исправим мы сами, то нас заставит это сделать крупный российский бизнес, уже вливающийся в состав транснациональных корпораций. Слияние французского «Арселора» и российской «Северстали» только первая (и не единственная) ласточка в этом процессе.
Новым генеральным прокурором (а также главным борцом с коррупцией) могут оказаться разные люди, среди которых наиболее выделяется Дмитрий Козак, когда-то руководивший администрацией президента, а сейчас трудящийся на посту полномочного представителя президента в Южном федеральном округе. Знающие люди говорят, что господина Козака «выращивают» для должности президента.
В завершении темы отставки генерального прокурора хочу пожелать читателям не пугаться произошедшего, так как это «чистый бизнес - и ничего личного». Как говорил Генри Форд: «Что хорошо для Форда, то хорошо и для Америки». Посмотрим, если будет чем смотреть.
Украина, самолеты и газ
На прошедшей неделе с Украиной связано сразу несколько событий, касающихся непосредственно всей России, и Комсомольска в том числе.
Сначала главком ВВС, а затем и министр обороны РФ объявили о выходе России из программы создания российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70. Причин для принятия этого решения называется несколько, но, наверное, самая главная заключается в стремлении «оранжевых демократов» вступить не только в Евросоюз, но и в НАТО. Военно-политическая организация НАТО, несмотря на распад сначала Варшавского договора, а затем и СССР, стремительно приближается к границам России отнюдь не с цветами и инвестициями, а с вполне реальными базами, вооружениями и солдатами.
Военные всех стран мира, вспоминая опыт прошлых тысячелетий, привыкли дуть на воду, чтобы не обжечься на молоке, и поэтому предпочитают запасаться оружием своего собственного производства, чтобы в час брани не оказаться с пустыми руками. По этой простой причине американцы когда-то то купили лицензию на советские катапультируемые кресла К-36, чтобы ставить их на свои самолеты. Также США была куплена лицензия на самолеты вертикального взлета и посадки «Хариер». Примеров более чем достаточно по всему миру, и все они говорят о том, что российские военные, желающие иметь российское же оружие, мягко говоря, не оригинальны. По этому поводу есть одна замечательная фраза: насколько ты купил в другой стране оружия, настолько ты продал ей своего национального суверенитета. Исходя именно из этой пословицы Уго Чавес, президент Венесуэлы, хочет продать американские самолеты и прикупить российские. По той же самой причине российские военные заставили родную «оборонку» наладить выпуск комплектующих украинского происхождения в России.
Один из руководителей украинского предприятия по выпуску авиационных двигателей назвал такую цифру: из более 200 предприятий Украины, поставлявших в прошлом году свою продукцию в Россию по программе Су-27 и Су-30, в 2006 году работали единицы. Более того, в России уже реализуется программа по налаживанию выпуска целого ряда авиадвигателей, ранее выпускавшихся на Украине для военных самолетов и вертолетов. Пока Ющенко с «оранжевыми товарищами» стремятся в НАТО, Украина уже лишается российского рынка военно-технического имущества, бюджет теряет налоги, а люди работу. В России же вместо того, чтобы вкладывать средства в развитие только техники следующего поколения, деньги тратят на запуск в производство техники прошлого века. Говорить в такой ситуации о субсидировании экономики Украины низкими ценами на российский газ не приходится, что и озвучил президент Путин на встрече с представителями иностранных СМИ накануне саммита «большой восьмерки».
Чистый бизнес господа, и ничего личного!
Александр Альдиев
P.S. Столько замечательного личного теряется в текущем политическом процессе, что иной раз мысли возникают о совсем не демократических методах. Хотя не надо: было уже, и ничем хорошим это не закончилось