Чего нам ждать?

Война, о неизбежности которой так долго говорили, в полном разгаре.

В тот самый момент, когда пишутся эти строки, американские войска с союзниками приближаются к иракскому городу Басра. В тот самый момент, когда вы возьмёте в руки наш еженедельник, ситуация в Ираке явно будет  иной. Тем не менее, как и вчера, так и завтра простых россиян будет волновать только один вопрос: как повлияет на нашу жизнь война в Ираке? Прогнозы звучат самые разные: от ужасных (наша страна будет втянута в военные действия),  до радужных (все беды обойдут нас стороной и даже цена на нефть ниже 22 долларов за баррель не упадёт). Как показывает практика, если что-то происходит, то обязательно по худшему сценарию. В данном случае для этого есть все предпосылки.

Экономика

Не секрет, что США в последние годы переживают спад в экономике после ее подъема при президенте Клинтоне. Конкурентоспособность самого богатого государства в мире постоянно снижается. Если раньше продукция американского производства во многих случаях была вне конкуренции на мировых рынках, то в последнее время такого безоговорочного превосходства нет. Объединённая Европа,  прогрессирующая (в экономическом и технологическом отношении) Азия с Китаем во главе всё активнее отодвигают американские товары с мировых рынков. Уровень развития технологий стал примерно равным, а невысокая цена трудовых ресурсов в юго-восточной Азии делают местные товары более привлекательными. Счёт в борьбе на мировых рынках пошёл уже за каждый доллар, евро или юань.

Я не зря заостряю ваше внимание на этом обстоятельстве вот из каких соображений.

Большая часть  Америки находится в относительно теплом климате, но, тем не менее, она несёт дополнительные расходы в холодное время года на отопление. Кто-то может сказать, что это ерунда, но мало кто знает, что с наступлением холодов в США тут же вырастают мировые цены и на нефтепродукты. А следом дорожают и  все остальные товары и услуги. Америка - один из самых больших потребителей нефти и газа в мире (огромный их объем «поглощает» развитая нефтехимическая  промышленность). И потому неслучайно США недавно попыталась навязать экспортёрам нефти «справедливую» цену за один баррель в 12-14 долларов. По мнению американских специалистов, такая цена позволяет покрыть все расходы на добычу, транспортировку и получить какую-то прибыль, а их стране стать менее зависимой от колебаний цен на нефть. Пока еще странам-экспортёрам черного золота удавалось «отбиваться» от этих настойчивых предложений, но что будет после того, как США возьмут под контроль иракские месторождения, одни из самых крупных в мире?  Условия её добычи здесь более чем привлекательны ввиду близости транспортных коммуникаций, относительной дешевизны и высокого качества. Заполучив столь лакомый кусочек, американцы смогут контролировать мировой рынок.

Что же будет в этом случае с российским бюджетом, до сих пор наполняемом в основном за счёт экспорта нефти, газа и другого сырья. Не секрет, что добыча нефти в Тюмени стоит значительно дороже, чем  на том же ближнем Востоке, и при отпускной цене  в 10-12 долларов потери России будут просто огромны. Если сегодня бюджет России хоть и с большой натяжкой, но можно назвать положительным, то в случае обвала цен на нефть дефицит будет огромным. Правительству придётся сокращать и так не слишком большую расходную часть бюджета, и от этого пострадают не только бюджетные отрасли, но и все остальные, так как падение будет происходить по типу  «доминошной»  дорожки. Безденежный нефтяник, бюджетник или оборонщик, конечно же, ничего не смогут приобрести, а продавцы не смогут им ничего продать. А там и до более глобальных проблем совсем недалеко.

Концентрированная экономика

Если учесть, что политика - это концентрированная экономика, а оружие во все времена  являлось последним «доводом королей»,  то российское руководство прямо обязано схватиться за ядёрную дубинку и встать на защиту Саддама  Хусейна. Слишком многим грозит его падение для российской экономики, до сих пор сидящей на нефтегазовой игле. Но коль скоро не хватается, значит, есть более серьёзные резоны, о природе которых можно только гадать.

Может быть, я слишком сгущаю краски, но, как мне кажется, нам ничего хорошего ждать в ближайшем времени не приходится. Более того, нефтяные игры на международном уровне уже влияют на жизнь россиян, и в не лучшую сторону. За примерами далеко ходить не надо.   Сегодня Амурский судостроительный завод  занят на реализации сахалинских проектов, основным оператором которых выступают американские компании. В приватных беседах люди, близкие к руководству АСЗ, откровенно говорят, что американская тактика  ведения сахалинского проекта говорит о том, что наши заокеанские «друзья» делают всё для того, чтобы гигант российского судостроения на Дальнем Востоке как можно дольше не занимался модернизацией боевых кораблей для отечественного флота. «Организованная» задержка длится уже полтора года, а ведь  программа модернизации кораблей для российского флота должна финансироваться по большей части от нефтяных доходов, таких непостоянных и мимолётных. Да и,  кстати сказать, возникает сомнение в заинтересованности американцев в сахалинских проектах после возможной победы в Ираке. Зачем тратить лишние деньги на добычу нефти в сложных условиях, когда можно взять лежащее на поверхности. 

И еще один неприятный прогноз: скорее всего, о долгах Ирака России можно будет только забыть, впрочем, как и о надежде на новые поставки оружия и мирной продукции бывшему торговому партнёру Советского Союза.

Как хотелось бы ошибаться, но...

Александр Альдиев         

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий