Недавние события поневоле вызвали из глубин моей памяти строчку из песни, спетой когда-то в КВН игроками донецкой команды еще в начале 90-х годов. Речь идет о визите президента Путина в Германию, покупке Внешторгбанком еще 2% процентов акций европейского оборонного концерна EADS и разговорах о реализации национальных проектов.
Как пишут в некоторых изданиях, несмотря на благостную картинку визита президента России в Германию, нарисованную на центральных телеканалах, в жизни все не так хорошо, как кажется. Камнем преткновения оказался тот самый энергетический комплекс, сотрудничество в котором российские власти особенно настойчиво предлагают «странам-партнерам».
Канцлер Германии Ангела Меркель с президентом Франции Жаком Шираком решили, что Германия и Франция создают энергоальянс внутри ЕС без участия третьих стран. России предложено исполнять Энергетическую хартию - документ, который Владимиром Путиным был ранее отвергнут как "не отвечающий национальным интересам". Весь прикол в том, что именно на принципах хартии страны-лидеры Евросоюза предлагают России основываться при подписании нового договора.
Ранее Владимир Путин неоднократно заявлял, что положения Энергетической хартии экономически невыгодны для России, и ратификации этого документа, принятого РФ в 1994 году, не предполагается. Более того, европейских «партнеров» (несмотря на протокольные улыбки и объятия перед фото- и видеокамерами) раздражает нежелание российских властей допустить западные концерны к разработке Штокмановского нефте-газового месторождения и привлечения их только в качестве субподрядчика. Старший вице-президент французской Total по континентальной Европе и Азии Менно Грувель заявил, что компания не согласна на субподрядные работы по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения и хочет иметь доступ к его запасам. "Мы не сервисная компания, - подчеркнул господин Грувель. - Наша задача иметь доступ к добыче и вознаграждение".
В такой ситуации, мягко говоря, странно видеть попытки российских властей войти в руководство европейским концерном EADS путем увеличения пакета акций до 7%. Не надо тешить себя иллюзиями, что европейские страны пустят в управление стратегически важной компании, выпускающей авиационные и наземные системы вооружений, представителей России, до сих рассматриваемой в качестве потенциального противника по причине своей непредсказуемости.
Национальные проекты
Как пишут некоторые издания, деньги, потраченные Внешторгбанком на приобретение акций EADS, лучше было бы потратить на развитие собственной обороной промышленности и, в частности, авиационной его части. Тем более, что министр обороны уже громогласно заявил о том, что поддержку российской авиации нужно сделать еще одним приоритетным национальны проектом, так как состояние дел в ней уже реально влияет на национальную безопасность.
Заявление, надо сказать прямо, со стороны высокопоставленного чиновника вынужденное: о том, что парк военных и гражданских самолетов стремительно ветшает, говорилось давно. Специалисты еще десять лет назад заявляли о необходимости создания новых самолетов, но их никто не слышал. По российской традиции шевеление началось лишь после того, как «жареный петух клюнул». Приведет ли к чему это «шевеление», вопрос конечно интересный, так как по традиции российские чиновники пошли тропой членов общества Меча и Орала, которым незабвенный Остап Ибрагимович Бендер сказал: «Заграница нам поможет!» Как показывает реальная жизнь, «заграница» помогать нам особенно не торопится - свои интересы ближе.
Впрочем, несмотря на весь печальный опыт общения с «заграницей», появляются заявления о возможном привлечении к реализации нацпроектов зарубежных компаний. В рамках проекта "Доступное жилье" планируется в ближайшее время подписать соглашение, по которому китайская строительная компания возведет в Иркутске жилой квартал. Квартиры в новых домах будут примерно на треть дешевле, чем в среднем в городе. Строить дома будет китайское госпредприятие "Золотой город" из Шеньяна - города-побратима Иркутска.
При внимательном рассмотрении большинство национальных проектов вызывает если не удивление, то много вопросов по поводу своей несуразности. В свое время много говорилось о том, что регулирующей функции в жизни России должен был стать рынок - надо признать, что не получилось. Сейчас точечными, по сути дела, национальными проектами пытаются заделать бреши в демографии, экономике и безопасности. Не получится по той простой причине, что пока государство не перестанет заниматься цифровой эквилибристкой перед населением, уговаривая его поверить в растущее благосостояние. Не будут люди рожать детей, пока минимальная оплата труда не будет соответствовать хотя бы реальному прожиточному минимуму, позволяющему человеку не только выжить, но и воспитывать как минимум троих детей в отдельной квартире. Чиновники не рискуют поднимать размер минимальной оплаты труда по той простой причине, так как понимают, что в таком случае денег бюджета ни на что, кроме как на зарплату бюджетников, не хватит.
Делать решительные шаги страшно, но без них почему-то ничего вперед не двигается.
Александр АЛЬДИЕВ