На протяжении всей осени общественное мнение активно «бомбардировали» заявлениями чиновников на предмет введения «налога на тунеядство» – страхового платежа, уплачиваемого официально неработающими гражданами.
Автором инициативы, которая нашла поддержку у многих представителей правительства, выступил Минтруд. По одной из версий, отказавшимся платить гражданам обещали отказать в пользовании объектами социальной инфраструктуры, предоставляемыми по Конституции бесплатно. Глобальная цель этих мер – компенсировать потери бюджетов от теневого рынка труда, и в перспективе способствовать выводу из «тени» в легальное поле неоформленных работников. Позже Максим Топилин даже назвал примерный «и даже маловатый» размер налога – 20 тыс. рублей.
Многие с пониманием отнеслись к предложению: мол, почему те, кто работают официально, должны обеспечивать медициной и образованием нелегалов? Пусть тоже делают свой вклад! Тем более учитывая масштабы теневого рынка. Но нашлись и те, кому идея показалась абсурдной – противников больше всего беспокоит вопрос, как власти планируют отделять нелегалов от истинно безработных? И пока в Минтруде думали над ответом, противники их инициативы нашлись и в самом правительстве.
Благая цель
С некоторыми выводами и аргументами инициаторов нового налога действительно сложно не согласиться. За официально трудящихся граждан отчисления делают их работодатели, уплачивая страховой платеж в ФОМС. Логика Минтруда такова, что если заставить нелегалов платить взносы, это позволит снять нагрузку с официально трудящихся, параллельно повышая объемы соответствующих бюджетов. Потенциальными плательщиками налога называют работающих граждан, получающих зарплату в конвертах и незарегистрированных предпринимателей. В качестве примера приводится белорусский опыт – соседи ввели такой страховой платеж, размером 4,2 млн белорусских рублей (13,5 тыс. рублей) еще в прошлом году.
Но, российские тунеядцы живут лучше белорусских – они, по словам Топилина, должны платить не меньше 20 тыс. рублей – только так можно возместить расходы бюджета на страхование трудоспособных, но официально неработающих россиян, если они в «тени». Сообщалось даже, что в Минтруде даже начали подготовку законопроекта: по нему, отслеживанием тунеядцев должны заниматься муниципалитеты, которым, согласно этому же документу, должны выдать поименные списки потенциальных плательщиков.
По ее мнению, не уплачивающим страховые взносы гражданам, вполне можно было бы отказать в предоставлении социальной инфраструктуры. Вторым «тяжеловесом» в «группе поддержки» нового налога выступает глава верхней палаты парламента Валентина Матвиенко. Она вторит Голодец, предлагая либо ввести новый платеж, либо сократить медицинскую помощь. По ее словам, взыскиваемые, например, 2 тыс. в месяц с каждого, могли бы колоссально снизить нагрузку. В конце осени она даже направила в кабмин письмо, прося внести в Госдуму проект закона, позволяющих произвести учет неработающих и заставить их самостоятельно отчислять страховые взносы.
Противники
Но, оказалось, что даже в самом правительстве есть противники этой хорошей идеи. Как сообщает Life.ru, в каждом из министерств есть свое мнение, и каждое из них активно обсуждается в правительстве. И если многие все-таки поддерживают инициативу, анализируя больше порядок взыскания, то, например, в Минэкономразвития активно выступают против. Там, в частности, написали отзыв на письмо Матвиенко, в котором выразили свою негативную оценку предложению спикера СФ, относительно предоставления кабмину полномочий производить учет застрахованных россиян, параллельно распределяя их на «трудящихся» и «нетрудящихся».
В своем отзыве МЭР ссылается на то, что такое распределение может производиться лишь на основе юридического факта, зафиксированного документально государственными органами или частными структурами. Исходя из этого, рассчитать количество застрахованных граждан и распределить их на категории невозможно. Более того, министерство не поддерживает идею пересмотра категорий лиц, страховые взносы за которых компенсирует бюджет субъекта федерации – по сути, это все, кто не имеет работодателя, уплачивающего страховые взносы в ФОМС. По факту, в МЭР выступают против введения нового налога, поскольку без предложенных в письме СФ механизмов обеспечить его собираемость невозможно.
Например, все так же Конституция регламентирует свободу труда, а закон «О занятости» фактически предоставляет россиянам право на «незанятость», поскольку распоряжаться своими способностями к работе может лишь сам гражданин – отсутствие занятости не может быть причиной для привлечения к ответственности. К тому же вызывает сомнения и сам принцип выявления тунеядцев – судя по всему ими будут признаны все трудоспособные, но неработающие официально граждане. Как от них будут отделять многодетных мам, граждан, присматривающих за больными родственниками или просто незарегистрированных, но действительно безработных – вопрос до сих пор открытый.
Потенциальные плательщики
Конкретное количество тунеядцев-плательщиков сбора не может назвать никто – разница в оценках разных ведомств достигает даже десятков миллионов. Начнем с малого – официально безработными считаются лишь около 1 млн россиян, которые стали на учет в центрах занятости, но они-то точно не попадают в категорию «тунеядцев». По подсчетам Росстата, который рассчитывает по методологии МОТ, количество безработных составляет 4-5 млн человек. В сентябре вице-премьер говорила про 7 млн россиян, которые, по мнению правительства, «заняты непонятно где и чем». Эксперты имеют другое мнение – они оценивают серый и черный рынок в 15-17 млн человек. Но Минтруд превосходит абсолютно всех – в ведомстве Топилина насчитывают 22 млн тунеядцев, которых нужно обязать платить налог.
Само собой, что властям придется включать механизмы государственного принуждения – добровольно такую повинность на себя никто не возьмет. Более того, существует высокая вероятность того, что нелегалы просто массово станут на учет в центры занятости – формальных причин для отказа в официальном статусе безработного тем, кто занят в теневом секторе, попросту нет.
Единственным реальным механизмом выявления трудоспособных россиян, получающих нелегальные трудовые доходы, может стать индивидуальный подход – когда представители властей производят мониторинг всех неработающих застрахованных граждан. Но без их расчета, против которого, кстати, и выступает МЭР, выполнить это физически невозможно. Остается лишь признать тунеядцами всех, кто в трудоспособном возрасте не работает официально и не имеет формальных причин не трудоустраиваться. В качестве примера может быть взят все тот же «белорусский опыт».
По опыту соседей
Похожие меры, направленные на «борьбу с социальным иждивенчеством», действуют в Беларуси с 2015 года. Там тунеядцами признаны все те, кто более 6 месяцев находится на территории страны, не участвуя в финансировании социальной сферы или участвуя в ней менее чем в течение 183 дней. Такие белорусы и граждане других стран обязаны заплатить 4,2 млн белорусских рублей (сегодня, это 420 белорусских рублей или 13,5 тыс. российских рублей). Там не разбираются – мать-одиночка или нелегал – платить обязан каждый. Только вот даже такой широкий круг плательщиков не привел к тому, что каждый из входящих в него стал уплачивать налог. Так, по данным на середину года, самостоятельно признались в занятости в теневом секторе лишь 2 тыс. белорусов. Актуальных данных на конец 2016 года пока никто не обнародовал.
Едва ли российская власть будет столь же либеральной в случае введения налога на тунеядство – для получения хоть какого-либо эффекта им однозначно придется использовать механизмы государственного принуждения. Но тот факт, что в правительстве нашлись противники идеи, причем в лице одного из центральных ведомств, может стать существенным ограничительным фактором для инициаторов. Это как минимум говорит про отсутствие единой позиции относительно многострадального налога, и вполне претендует на причину для отказа от этой идеи. Хотя, нет никакой уверенности, что в будущем году, когда дело дойдет до законодательной инициативы, МЭР не поменяет свою позицию. Изменчивости российским чиновникам не занимать.