В последние дни в соцсетях активно обсуждается инициатива Минюста о внесении изменений в законодательство о противодействии коррупции, в частности, об освобождении от ответственности за нарушения указанного законодательства, если эти нарушения совершены вследствие «непреодолимой силы».
При этом, как считают комментаторы, речь идет якобы об освобождении от ответственности чиновников, берущих взятки, совершающих хищения и т.п.
На самом деле ничего общего с действительностью такое мнение не имеет. Попытаюсь объяснить, о чем на самом деле тут идёт речь.
Во всех законах, устанавливающих ответственность за те или иные правонарушения, оговорено, что гражданин не может нести ответственности, если в его действиях, хотя формально и содержатся признаки правонарушения, но его вина в этом отсутствует. В частности, об этом идет речь в Уголовном кодексе (глава 8), Кодексе об административных правонарушениях (статьи 2.7, 2.8, 2.9), Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (ст.28.3) и других законах.
В то же время в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ
"О противодействии коррупции", устанавливающих множество запретов и ограничений для государственных и муниципальных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, таких положений нет. Сейчас их планируют ввести.
Например, военнослужащий З. при подаче сведений о своих доходах за 2011 г. в марте 2012 г. не указал сведения о наличии у него банковского счета в Сбербанке России, так как этим счетом он давно не пользовался и остаток денежных средств на этом счете составлял 1 копейку. Формально по закону - коррупционное правонарушение, за что З. был объявлен строгий выговор. Взыскание было снято только на основании решения суда.
Ещё пример. В закрытом военном городке в глухой тайге жены командира части и его заместителей работают у них же в подчинении, естественно, не на материально ответственных должностях - делопроизводитель, библиотекарь, телефонистка и т.п. Другой работы нет. Опять-таки по формальным основаниям мужей привлекают к ответственности за нарушения законодательства о противодействии коррупции: совместная служба родственников, конфликт интересов. Вот для того, чтобы не было подобного абсурда, и разработан этот законопроект.
Возникает резонный вопрос: что такое "непреодолимая сила" в случае нарушения законодательства о противодействии коррупции. Это обстоятельства, не зависящие от воли конкретного человека. Например, государственные и муниципальные служащие в соответствии с законом обязаны до конца 1 квартала текущего года предоставить в кадровый орган справку о своих доходах, а также доходов своего супруга и несовершеннолетних детей в прошедшем году. Подходит время предоставления. Чиновник думает: у меня ещё 2 недели есть, успею. А тут раз, поскользнулся, упал, получил травму, попал в больницу, соответственно, справку вовремя не представил. Или поехал в командировку, но из-за стихийного бедствия не смог вовремя вернуться и представить эту справку. Вот и непреодолимая сила.
Таким образом, инициатива Минюста касается только вопросов ответственности за невиновное нарушение запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством, т.е. дисциплинарных проступков. Ни о какой легализации взяток, хищений в предложениях Минюста и близко речи не идёт, тем более, что основания привлечения к уголовной ответственности за взятки, хищения и другие коррупционные преступления регламентируются Уголовным кодексом, а не Законом о противодействии коррупции.
Сергей Долженко