Бесплатный общественный транспорт: за и против

Бесплатный транспорт - не халява, а необходимость.

Журналисты английской газеты The Guardian провели исследование и выяснили, что по всему миру существует немало городов с бесплатным общественным транспортом (https://www.theguardian.com/cities/2018/oct/15/i-leav..).
Самые крупные из них - Чаннин в Китае, Таллин в Эстонии и Дюнкерк во Франции. На примере последнего они убедились в том, что отмена платы за проезд несёт с собой массу преимуществ. Однако не стоит думать, что бесплатный транспорт - это экономически никак не обоснованный популизм. Кое-что об этом сказали авторы статьи, но их следует дополнить. 

Бесплатный транспорт - не халява

Начнём с того, что после отмены билетов общественный транспорт из услуги - государственной или частной, превращается в просто общественное благо. И за него - ровно как за общедоступную медицину, образование и возможность без опаски гулять по ночному городу - граждане уже расплатились своими налогами. 

Многие, конечно, скажут - а как же дети, туристы, мигранты и прочие личности, которые не платят налогов? Получается, мол, я честный налогоплательщик отдаю деньги за себя и за того парня. Но во-первых, если сумма налога не меняется, то это совершенно не повод для беспокойства. Тем более, что у нас в России как раз обратный процесс приватизации общественных благ ведёт к росту налогов и коммерческих поборов. Почему это происходит - мы объясним ниже. 

Во-вторых, безусловная мобильность для всех даёт кумулятивный эффект. Сокращаются многие транспортные издержки. Эксперимент в Дюнкерке показал - автомобилисты охотно пересаживаются на городской транспорт. А ведь именно личные автомобили - одна из главных транспортных проблем любого города. Достаточно убрать с дорог хотя бы половину машин, и мы существенно сократим пробки, затраты городского пространства на стоянки, не говоря уже о безусловных плюсах для городской экологии. А это - в числе прочего - значит, что городской транспорт будет ездить быстрее. И тут мы уже переходим к следующему аспекту.

Как сэкономить деньги на отмене оплаты проезда

Как мы не устанем повторять - Москва это сплошное транспортное и логистическое недоразумение(https://vk.com/flab20?w=wall-6921_34517). Пока не было принято решение окончательно добить общественный транспорт, наши городские власти пытаются решить две проблемы: как собирать деньги с пассажиров трамваев, троллейбусов и автобусов, и одновременно, не создавать слишком больших проблем при посадке.

Поигравшись с турникетами, ребята из Мосгортранса поняли, что проблему "зайцев" они не решают, а движение замедляют и очень сильно. Теперь другой тренд - никаких турникетов, заходи, кто хочет. Дальше уж тебе решать - заплатить за проезд и ехать спокойно, или не заплатить и постоянно ждать появления контролёров. Опытные "зайцы", впрочем, уже пронюхали, когда можно ездить, совершенно не боясь контролёров.

Но какое бы решение ни выбрали наши транспортники, контроль оплаты проезда сам по себе съедает немалые деньги. Нужно закупать и обслуживать довольно сложное оборудование - камеры, валидаторы, турникеты в метро и многое другое. Нужно оплачивать труд кассиров, контролёров, ремонтников, не говоря уже о целой ораве чиновников. 

Вполне возможно, что именно дороговизна обслуживания системы оплаты проезда с помощью валидаторов повлияла на мэрию Дюнкерка и нескольких других французских городов. Не брать плату за проезд оказалось выгоднее. Пример немаловажный, так как смарт-карты и валидаторы пришли в Россию именно из Франции.

Кому невыгоден бесплатный транспорт

В статье The Guardian раздавалось и немало скептических голосов. Её авторы списывали это на приверженность традиционным предрассудкам. Но на деле за косностью городских властей стоят гораздо более серьёзные причины. Во-первых, система оплаты и контроля проезда в городском транспорте - это важный элемент театра безопасности. Ведь, скажем, основное предназначение видеокамер в наземном транспорте - пугать "зайцев". Мол, мы видим, что ТЫ не заплатил за проезд.

Во-вторых, установка и обслуживание технических средств контроля - это большой и прибыльный бизнес. Ну а любой крупный государственный заказ - это не только прибыль бизнесменам, но и откат - чиновнику. И, наконец, многочисленные рабочие места контролёров и охранников - отличный способ создать искусственную занятость для населения в условиях деградации экономики. 

Не радует бесплатный общественный транспорт и автоконцерны - ведь массовое его внедрение резко уронит спрос на легковые машины. Более того, сокращение числа личных автомобилей на улице позволит заменить почти все автобусы менее маневренными, но более экономичными и экологичными троллейбусами и трамваями. А значит, городской транспорт в значительной мере слезет с нефтяной иглы. Плохие новости для "Роснефти" и иже с ними, не так ли?

На фото - социальная реклама для "зайцев" в Берлине. Примерный перевод фразы - "чтобы ездить зайцем, нужно иметь яйца".

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий