Затаив дыханье

Жители Комсомольска-на-Амуре с нетерпением ожидали итогов поездки Путина в Бразилию.

Ни для кого не секрет, что во многом экономическое благополучие Комсомольска-на-Амуре и всего Хабаровского края зависит от загрузки заказами авиационного объединения. Прогноз на будущий год у КнААПО пока более чем скоромный: экспортных заказов пока нет, а отечественные Военно-воздушные силы не торопятся покупать новые «сушки». В связи с чем в Хабаровском крае и Комсомольске-на-Амуре даже бюджеты были составлены из расчета отсутствия больших «авиационных» поступлений.

Во время визита президента Путина в Бразилию обсуждались многие вопросы, среди которых для дальневосточников самым животрепещущим был, конечно же,  вопрос не о поставках бразильского мяса, а о покупке этой страной самолетов Су-35, серийное производство которого сейчас налаживается комсомольским авиастроительным объединением. Несколько лет назад бразильские ВВС объявили тендер на поставку боевых самолетов,  в котором принимает АХК «Сухой» с Cy-35 комсомольского производства.

Как стало известно из сообщений информационных агентств, для того, чтобы повысить привлекательность сделки в глазах бразильского правительства, Путин должен был пообещать бразильскому самолетостроителю Embraer особое отношение со стороны российского государственного авиаперевозчика Аэрофлота, который проводит конкурс на покупку 50 пассажирских самолетов. "Если здесь победит «Сухой», Россия предпочтет Embraer", - сказал российский дипломат в Бразилии.

«Путин надеется, что данные соображения окажутся сильнее политических опасений: несмотря на то, что тендер на покупку истребителей был объявлен еще в 2000 году, бразильскому правительству до сих пор не удалось выполнить намеченное из-за упреков в чрезмерных расходах на оборону.

"Это (предложение) привлекательно с политической точки зрения: Лула (президент Бразилии) предстает государственным деятелем, и они перевооружают свои ВВС. В идеальном мире это выглядело бы сделкой к полнейшей взаимной выгоде, но, разумеется, есть множество деталей", - сказал Ричард Абулафия, аналитик американской консалтинговой фирмы Teal Group.

Препятствия

Одним из препятствий для заключения сделки по продажи Бразилии Су-35-х является то обстоятельство, что «Embraer» (бразильская авиастроительная компания) также хочет поставлять правительству истребители. Компания вместе с французским Dassault предложила специальную версию французского истребителя Mirage.

Британский оборонный концерн BAE и шведская компания Gripen также предложили бразильскому правительству купить у них истребитель Gripen, в то время как американский Lockheed Martin выступил со своим истребителем F-16.

В этих условиях бразильцы вполне резонно предпочитают национальную компанию Embraer, и тут предложение Аэрофлота о приобретении уже построенных региональных самолетов может оказаться перевешивающим чашу весов в сторону Су-35.

Как стало известно, бразильская сторона отложила до начала 2005 года объявление итогов тендера на закупку 12 истребителей. Об этом заявил министр обороны этой страны Джоза Аленкара. В эти же сроки Аэрофлот определит победителя конкурса на приобретение 50 региональных самолетов.

Как пишут некоторые авторитетные издания, «если не случится ничего непредвиденного, то бразильские военные пополнят свои ангары 12 российскими истребителями Су-35 за $750 млн., а бразильская фирма Embraer получит контракт (около $1 млрд.) на поставку Аэрофлоту 50 региональных самолетов».

По мнению тех же изданий, сделка может быть более выгодной россиянам, поскольку поставки истребителей не ограничатся одной партией: бразильцам необходимо обновлять военный авиапарк, состоящий из 70 устаревших американских истребителей F-5 и французских Mirage-3. Встанет на ноги и Embraer, от произведенной продукции которого (ERJ-170) отказался ряд перевозчиков. Первый заказчик ERJ-170 - швейцарская авиакомпания Crossаir стала банкротом, а ее преемнице Swiss, в силу финансовых причин, сегодня не до новых самолетов. Не может выполнить обещание по закупке 63 бразильских самолетов и обанкротившаяся US Airways. Учитывая последние обстоятельства, Аэрофлот может получить у бразильцев весьма приемлемые цены. Авиакомпания еще на стадии подготовки к тендеру объявила, что планирует уложиться в $12-15 млн. за самолет. "Мы, как оптовый покупатель, рассчитываем на 30%-ную скидку от каталожной цены", - заявил "Известиям" директор службы развития и планирования парка воздушных судов Аэрофлота Сергей Колтович. Официальная цена ERJ-170 - $22 млн.

Чтобы все прошло удачно, Аэрофлоту еще предстоит добиться права беспошлинного ввоза в страну импортных самолетов. Учитывая покровительство Кремля и опыт прошлых сделок по закупке западных машин, у компании вряд ли возникнут с этим проблемы.

Решение о переносе  тендера на первый квартал 2005 года принял бразильский президент Лула да Сильва. Формальная причина - недавняя отставка министра обороны Жозе Виегаша Филью. На самом же деле страны решили одновременно объявить о выгодных для себя контрактах.

В самом Аэрофлоте отказываются комментировать договоренности, достигнутые в ходе визита российского президента в Бразилию. "Мы готовимся ко второму туру тендера", - заявила "Известиям" глава пресс-службы "Аэрофлота" Ирина Данненберг. Напомним, что во второй тур кроме бразильцев вышли конструкторские бюро "Антонова" (самолет Ан-148), "Сухого" (RRJ), "Туполева" (Ту-334) и канадская фирма Bombardier (CRJ-700).

Комсомольчанам же остается только надеяться, что предсказания западных и российских журналистов о скором заключении контрактов сбудутся, хотя, как признаются в приватных беседах высокопоставленные работники КнААПО, 12 самолетов для предприятия – это, мягко говоря, немного - для нормальной загрузки предприятия нужно гораздо больше. 

Александр Альдиев по материалам газет «Коммерсант», "Финансовые Известия", интернет-портала «Aviaport.ru» 

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий