7 декабря в Москве было подписано соглашении о поставках старейшей и крупнейшей российской авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии" 30 самолетов RRJ-95 производства ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС). Против сделки по приобретению самолетов постройки КнААПО выступает один из крупнейших акционеров «Аэрофлота».
Аэрофлот контролирует, по некоторым сведениям, около 11% внутреннего и 39% международного рынка авиаперевозок России. 51% акций авиакомпании, основанной в 1923 году, принадлежит государству. Чистая прибыль Аэрофлота в 2004 году составила примерно 219 миллионов долларов США, и получить в стартовые заказчики такого клиента было очень непросто.
Основанное в 2000 году для реализации гражданских проектов ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) - дочернее предприятие ОАО "Компания "Сухой", еще не построив ни одного самолета, в течение двух лет пытается их уже продавать. По некоторым сообщениям прессы, до настоящего времени ГСС были заключены соглашения на поставку 50 самолетов авиакомпании "Сибирь", четырех - "Дальавиа" и 10 самолетов - Финансовой лизинговой компании, 20 - дубайской лизинговой компании Concord Aviation. Правда, первым твердым контрактом стал договор с Аэрофлотом.
Руководство Аэрофлота приняло решение обновить авиапарк компании, и с этой целью провело тендер, который и был выигран «Сухими». Стоимость сделки в каталожных ценах составляет 820 млн долл. В соответствии с контрактом, начало поставок самолетов заказчику запланировано на ноябрь 2008г. На все самолеты будет установлен двигатель SaM146 разработки компании PowerJet (совместного предприятия Safran Group и НПО "Сатурн").
Как говорят в народе, «гладко писано на бумаге, да забыли про овраги». Против сделки выступил один из крупнейших акционеров Аэрофлота Национальная резервная корпорация (НРК) с Александром Лебедевым, депутатом Государственной Думы, во главе. НРК через кипрскую Grabor Trading (Overseas) Limited (16,34%) и люксембургскую Transinvest Control S.A. (9,76%) в совокупности контролирует порядка 30% акций ОАО "Аэрофлот".
Генеральный директор Аэрофлота Валерий Окулов уже заявил, что контракт на покупку 30 самолетов типа RRJ не нарушил ни один из пунктов устава авиакомпании. Но, несмотря на это заявление, структуры, ведомые Александром Лебедевым, собираются оспаривать заключенный контракт в суде. Впрочем, в качестве основной причины противодействия подписанного контракта в некоторых СМИ называют личную заинтересованность Лебедева в приобретении Аэрофлотом Ан-148, так как НРК участвует в его продвижении.
Запуск RRJ в серийное производство намечен на 1 января 2008г, а его конкуренты по тендеру уже летают. В тендере Аэрофлота противостояли бразильский Embraer (модели Е 170/190), канадский Bombardier (модель CRJ-700), российский Ту-334 и российско-украинский Ан-148. Последний, кстати, боролся с RRJ до последнего. Но решающую роль в окончательном выборе между RRJ и Ан-148 сыграли чиновники Роспрома и Минэкономразвития, посчитавшие, что только организация производства RRJ позволит реанимировать отечественную авиапромышленность. "Главные преимущества самолета - бюджетное финансирование и его дальнейший сбыт на международном рынке, - сообщил Окулов. - Имея техническую поддержку RRJ по всему миру, мы сможем снизить затраты на поддержание летной годности".
Что касается КнААПО, то один из его руководителей сообщил о том, что «коллектив предприятия сделает все возможное, чтобы самолет взлетел в уже озвученные сроки».
По материалам сети интернет Александр Альдиев