Роснефть продолжит реконструкцию КНПЗ и не торопится платить долги «Юкоса» западным банкам.
4 февраля в Комсомольске-на-Амуре с кратким визитом (по пути с Южно- сахалинска в Хабаровск, далее - Нефтьюганск) побывал Сергей Богданчиков, глава нефтяной компании «Роснефть». К нефтяной компании, владеющей Комсомольским НПЗ, сейчас приковано внимание всего мира, а не только комсомольчан. «Роснефть» сейчас осуществляет модернизация КНПЗ и целый ряд других проектов глобального масштаба (освоение шельфа Сахалина и Баренцева моря), и на этом фоне государственная нефтяная компания покупает главный актив мятежного «Юкоса» - несмотря на все угрозы акционеров «Юкоса» подать в суд и требования ряда кредиторов вернуть средства. Буквально утром 4-го стало известно о том, что группа западноевропейских банков настроена потребовать от «Роснефти» уплаты средств, занятых «Юкосом» под «Юганскнефтегаз». Картина складывается, мягко говоря, настораживающая и заставляющая задуматься о судьбе дальнейшей реконструкции КНПЗ: найдутся ли в такой ситуации средства на нужды далекого дальневосточного завода?
Сергей Богданчиков, прибыв в Комсомольск-на-Амуре, первым делом осмотрел строящиеся объекты на КНПЗ, а затем провел производственное совещание, после которого состоялась пресс-конференция. Сначала президент компании бодрым голосом дал краткую характеристику итогам деятельности компании в минувшем году. Он отметил, что «старая» «Роснефть» увеличила добычу и переработку нефти на 12%. В связи с тем, что появилась возможность увеличить объем своей собственной переработки, было решено скорректировать планы реконструкции Комсомольского НПЗ и в ближайшие два года довести объем переработки нефти до 7 миллионов тонн в год.
Добиться этого поможет снижение тарифов на железнодорожные перевозки для «Роснефти». Благодаря совместным действиям правительств россии, Хабаровского края и руководства «Роснефти», удалось существенно их снизить. По словам Сергея Богданчикова, при существовавших тарифах государственная нефтяная компания платила государственным железным дорогом столько, что рентабельность нефтепереработки в Комсомольске-на-Амуре из-за транспортной составляющей была отрицательной. «нам удалось добиться в правительстве понимания того, что если все останется так, как было, то мы будем вынуждены закрыть КНПЗ. Нужно ли это стране и краю? Это тем более странно, что при повышении объемов перевозок цены на них не только не снижались, но и регулярно увеличивались. Мы считаем такое положение не нормальным, и будем добиваться дальнейшего снижения железнодорожных тарифов». Несмотря на эти обстоятельства, бизнес-планом КнПЗ на 2005 год предусматривается увеличение объемов переработки нефти до 6 миллионов 240 тысяч тонн. Впрочем, снижение зависимости от транспортной составляющей КНПЗ может произойти и помимо воли железнодорожников. После того, как будет построен магистральный нефтепровод с сибирских месторождений в Китай, нефть можно будет брать из нового трубопровода в районе Хабаровска, а затем уже по 400 километрам железной дороги Хабаровск-Комсомольск. На вопрос о том, пойдет ли нефть с Сахалинских месторождений в Комсомольк, президент нефтяной компании сказал следующее: «Сегодня в стране ежегодно добывается 420 миллионов тонн нефти. Из этого количества на внутреннее потребление приходится всего 180. Все остальное идет на экспорт. Стратегическим планом развития отрасли предусмотрено увеличение добычи нефти до 520 миллионов тонн в год, а внутри страны пока нет необходимости в увеличении поставок нефти. Тем более, рентабельность прямых поставок на экспорт сахалинской нефти выше поставок продуктов ее переработки КНПЗ».
Продолжая тему добычи углеводородов на Сахалинском шельфе, Сергей Богданчиков сказал, что уже в сентябре первый газ с месторождения «Чайво» поступит в Хабаровский край.
В завершение пресс-конференции я попросил Сергея Богданчикова прокомментировать заявление группы западноевропейских банков от 3 февраля о требовании к «Роснефти» погасить кредит, выданный НК «Юкос» под активы «Юганскнефтегаза». Вот что он ответил:
- «Роснефть» купила «Юганскнефтегаз» не только с активами, но и всеми долгами, среди которых долги по заработной плате (уже полностью выплачены), налогам, поставщикам и кредиторам. Кредит в 400 миллионов евро, о котором речь идет в данном случае, был получен «Юкосом» под поручительство активов «Юганскнефтегаза» как дочернего предприятия. Это распространенная практика, и подобным образом поступает большинство крупных предприятий, в том числе и «Роснефть». Сразу выплачивать его мы не будем, так как считаем, что прежний владелец «Юганскнефтегаза» имеет все возможности для возращения долга своими собственными силами. Если «Юкос» сможет доказать, что он этого не сможет сделать, тогда мы будем решать, что с этим делать.
Александр АЛЬДИЕВ