Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием провозных и пропускных способностей».
Объекты проверки: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Дирекция по строительству средств связи – филиал ОАО «РЖД», Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта – филиал ОАО «РЖД» и акционерное общество «РЖДстрой».
Проверяемый период деятельности: 2015 г.
С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.
В марте 2015 г. на реализацию инфраструктурного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием провозных и пропускных способностей» были привлечены средства Фонда национального благосостояния в сумме 50 млрд. руб. Однако на 1 января 2016 г. кассовый расход составил лишь 3,7 млрд. руб. или 7% от полученной суммы.
Как рассказал Валерий Богомолов, по договору, заключенному между ОАО «РЖД» и банком «ВТБ», на остаток средств ФНБ за 2015 г. были начислены проценты - 4,2 млрд. руб. «Полученные проценты учтены обществом в составе доходов от финансовой деятельности и расходуются в целях обеспечения текущей деятельности», - пояснил аудитор.
Одна из причин низкого освоения средств ФНБ - отсутствие утвержденной проектно-сметной документации по объектам, строительство которых было запланировано на 2015 г.
В 2015 г. ОАО «РЖД» не соблюдались запланированные сроки строительства объектов инвестпроекта. Из 88 объектов, где предусматривалось выполнение строительно-монтажных работ в 2015 г., договоры были заключены лишь по 73. При этом, как показала проверка Счетной палаты, на 30 из них работы вообще не проводились.
В нарушение требований Градостроительного кодекса по 9 объектам, на которых выполнялись и оплачивались строительно-монтажные работы, отсутствовала утвержденная проектно-сметная документация и разрешения на строительство.
Проверка выявила серьезные расхождения в основной документации, регламентирующей реализацию проекта. «Следует отметить, что показатели Детального плана мероприятий проекта, утвержденного Правительственной комиссией по транспорту и Сводного перечня, утвержденного ОАО «РЖД», не соответствуют параметрам Паспорта Инвестиционного проекта», - рассказал Валерий Богомолов.
Согласно новому плану, который был актуализирован в декабре 2015 года, сроки реализации проекта увеличены на 2 года – до 2019 г., а объем финансирования на 2015 г. за счет средств ФНБ был предусмотрен в сумме 8,9 млрд. руб. Тем не менее, из ФНБ было получено 50 млрд. руб. Параметры финансирования проекта согласно Инвестиционной программе РЖД также не соответствуют параметрам Паспорта. Инвестиционная программа в течение 2015 г. корректировалась несколько раз. «При корректировке в декабре 2015 г. плановые показатели приближены к фактическому исполнению. Все это свидетельствует о низком качестве планирования мероприятий по реализации Инвестиционного проекта», - заявил аудитор.
В ходе проверки был выявлен ряд нарушений законодательства о закупочной деятельности. При проведении конкурсов ОАО «РЖД» не соблюдались требования федерального закона № 223-ФЗ: на официальном сайте в составе конкурсной документации не размещалась проектно-сметная документация; по ряду конкурсов отсутствовало обоснование предельной цены; также не соблюдались сроки заключения отдельных договоров по итогам проведенных конкурсов.
Распоряжением ОАО «РЖД» утверждено Типовое положение о корпоративном стандарте осуществления договорной работы между дочерними обществами ОАО «РЖД», позволяющее осуществлять закупку товаров, работ и услуг без проведения дополнительных процедур выбора поставщика. «Данное распоряжение противоречит 223-ФЗ в части расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ и услуг для нужд заказчиков, развития добросовестной конкуренции», - пояснил Валерий Богомолов.
По итогам выступления аудитора Председателем Счетной палаты Татьяной Голиковой было отмечено, что решение о направлении средств ФНБ на финансирование проекта по модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей не было проработано. График финансирования проекта составлен без учета фактических сроков подготовки документов, необходимых для его реализации. Средства ФНБ были выделены ОАО «РЖД» при отсутствии проектно-сметной документации и результатов технологического и ценового аудита.
«Финансирование проекта за счет средств ФНБ не повлияло на сроки реализации проекта. Выделенные средства не поддержали соответствующие отрасли экономики. Таким образом, выделение в 2015 г. в рамках Антикризисного плана средств ФНБ в сумме 50 млрд. рублей на финансирование проекта не обосновано», - резюмировала Татьяна Голикова.
Коллегия приняла решение направить представление в открытое акционерное общество «Российские железные дороги», информационные письма – в Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство железнодорожного транспорта и Федеральную антимонопольную службу, а также в Правительство Российской Федерации. Отчет будет направлен в палаты Федерального Собрания.