Средства ФНБ, выделенные на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, остались на депозите «РЖД»

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием провозных и пропускных способностей».

Объекты проверки: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Дирекция по строительству средств связи – филиал ОАО «РЖД», Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта – филиал ОАО «РЖД» и акционерное общество «РЖДстрой».

Проверяемый период деятельности: 2015 г.

С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

В марте 2015 г. на реализацию инфраструктурного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием провозных и пропускных способностей» были привлечены средства Фонда национального благосостояния в сумме 50 млрд. руб. Однако на 1 января 2016 г. кассовый расход составил лишь 3,7 млрд. руб. или 7% от полученной суммы.

Как рассказал Валерий Богомолов, по договору, заключенному между ОАО «РЖД» и банком «ВТБ», на остаток средств ФНБ за 2015 г. были начислены проценты - 4,2 млрд. руб. «Полученные проценты учтены обществом в составе доходов от финансовой деятельности и расходуются в целях обеспечения текущей деятельности», - пояснил аудитор.

Одна из причин низкого освоения средств ФНБ - отсутствие утвержденной проектно-сметной документации по объектам, строительство которых было запланировано на 2015 г.

В 2015 г. ОАО «РЖД» не соблюдались запланированные сроки строительства объектов инвестпроекта. Из 88 объектов, где предусматривалось выполнение строительно-монтажных работ в 2015 г., договоры были заключены лишь по 73. При этом, как показала проверка Счетной палаты, на 30 из них работы вообще не проводились.

В нарушение требований Градостроительного кодекса по 9 объектам, на которых выполнялись и оплачивались строительно-монтажные работы, отсутствовала утвержденная проектно-сметная документация и разрешения на строительство.

Проверка выявила серьезные расхождения в основной документации, регламентирующей реализацию проекта. «Следует отметить, что показатели Детального плана мероприятий проекта, утвержденного Правительственной комиссией по транспорту и Сводного перечня, утвержденного ОАО «РЖД», не соответствуют параметрам Паспорта Инвестиционного проекта», - рассказал Валерий Богомолов.

Согласно новому плану, который был актуализирован в декабре 2015 года, сроки реализации проекта увеличены на 2 года – до 2019 г., а объем финансирования на 2015 г. за счет средств ФНБ был предусмотрен в сумме 8,9 млрд. руб. Тем не менее, из ФНБ было получено 50 млрд. руб. Параметры финансирования проекта согласно Инвестиционной программе РЖД также не соответствуют параметрам Паспорта. Инвестиционная программа в течение 2015 г. корректировалась несколько раз. «При корректировке в декабре 2015 г. плановые показатели приближены к фактическому исполнению. Все это свидетельствует о низком качестве планирования мероприятий по реализации Инвестиционного проекта», - заявил аудитор.

В ходе проверки был выявлен ряд нарушений законодательства о закупочной деятельности. При проведении конкурсов ОАО «РЖД» не соблюдались требования федерального закона № 223-ФЗ: на официальном сайте в составе конкурсной документации не размещалась проектно-сметная документация; по ряду конкурсов отсутствовало обоснование предельной цены; также не соблюдались сроки заключения отдельных договоров по итогам проведенных конкурсов.

Распоряжением ОАО «РЖД» утверждено Типовое положение о корпоративном стандарте осуществления договорной работы между дочерними обществами ОАО «РЖД», позволяющее осуществлять закупку товаров, работ и услуг без проведения дополнительных процедур выбора поставщика. «Данное распоряжение противоречит 223-ФЗ в части расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ и услуг для нужд заказчиков, развития добросовестной конкуренции», - пояснил Валерий Богомолов.

По итогам выступления аудитора Председателем Счетной палаты Татьяной Голиковой было отмечено, что решение о направлении средств ФНБ на финансирование проекта по модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей не было проработано. График финансирования проекта составлен без учета фактических сроков подготовки документов, необходимых для его реализации. Средства ФНБ были выделены ОАО «РЖД» при отсутствии проектно-сметной документации и результатов технологического и ценового аудита.

«Финансирование проекта за счет средств ФНБ не повлияло на сроки реализации проекта. Выделенные средства не поддержали соответствующие отрасли экономики. Таким образом, выделение в 2015 г. в рамках Антикризисного плана средств ФНБ в сумме 50 млрд. рублей на финансирование проекта не обосновано», - резюмировала Татьяна Голикова.

Коллегия приняла решение направить представление в открытое акционерное общество «Российские железные дороги», информационные письма – в Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство железнодорожного транспорта и Федеральную антимонопольную службу, а также в Правительство Российской Федерации. Отчет будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Источник

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий