«Концентрация» авиации на душу населения в нашем городе, небольшом по сравнению со многими городами России, превышает общероссийский показатель.
Традиционно главную скрипку в праздновании Дня Воздушного Флота в Комсомольске-на-Амуре задают авиастроители. В связи с юбилеем КнААПО, все основные торжественные мероприятия прошли раньше обычного срока, а в августе День воздушного флота праздновали военные летчики корпуса ПВО, расположенного в окрестностях города, бомбардировочной части поселка Хурба и коллектив комсомольского аэропорта.
Наверное немногие сегодня помнят, что когда-то между городами российского Дальнего Востока было очень оживленное воздушное сообщение. Из аэропорта Комсомольска-на-Амуре в день совершалось до 48 рейсов в сутки, и на его стоянке просто не хватало места для всех самолетов. Сегодня в это трудно поверить, но поток пассажиров был настолько большой, что было принято решение и началось строительство нового здания аэровокзала (немногочисленные сегодня авиапассажиры могут видеть его недостроенный корпус чуть в стороне от основного здания). Удивляться такому положению дел не приходилось- билет на рейс Комсомольск-Хабаровск чуть-чуть превышал 10 рублей, а на Москву равнялся 120 с небольшим. Все поменялось в начале 90-х годов. С ростом цена на топливо, снижение покупательской способности населения и ряда других причин число полетов через воздушные ворота города Юности существенно сократилось. Не все авиапредприятия страны пережили безвременье 90-х, но комсомольчане несмотря на все трудности выстояли. Из региональных рейсов остался только « Комсомольск- Южно- Сахалинск»- сказалось начало реализации проектов по освоению нефтегазоносных месторождений Сахалина. Постоянными гостями на стоянке комсомольчан стали вертолёты МЧС. В течение нескольких лет благодаря рейсам «Красэйр» через наш аэропорт горожане имели возможность напрямую, миную Хабаровск улететь в Москву. Случился очередной кризис и место трудяги «Ту-154» на этом маршруте занял современный самолет «Ту 204» «Владавиа». Более того, как нам стало известно, сегодня коллективом инженерно-авиационная службы аэропорта ведутся работы по обслуживанию самолетов «Ту 204-300».
Впрочем, ренессанса комсомольского аэропорта стоит ожидать с появлением новых региональных самолетов, для чего нужно будет провести большую работу, так как новая летающая техника требует совершенно другого подхода к обслуживанию, качеству самой взлетно-посадочной полосы. И вполне может случиться, что «Суперджеты» будут летать и из хурбинского аэропорта. Как бы там не было, а руководством комсомольского аэропорта ведутся работы по расширению географии полетов, привлечению новых авиакомпаний. Впрочем, не все так просто, как кажется. Кризис прошлого года снова не лучшим образом сказался на всей авиационной отрасли страны. Кое-кто говорит о возможном переносе гражданского аэропорта в ВПП КнААПО, но такой вариант представляется маловероятным. Авиастроительное объединение уже имеет статус режимного предприятия, а с началом крупномасштабных работ по боевому авиационному комплексу пятого поколения режим секретности вероятнее всего будет только еще больше усилен. В пользу такой версии говорит скандальный случай попадание первой фотографии когда- то сверхсекретного бомбардировщика Ту-160 в западную прессу. Его сделал один из зарубежных туристов, с борта взлетающего гражданского самолета, пролетавшего недалеко от военного аэродрома. Так что скорее всего соседство гражданской и военной авиации на полосах аэродромов «Хурба» и «Дземги» сохранится и дальше.
От коллектива нашей редакции мы поздравляем всех авиаторов, их родных и близких с профессиональным праздником. Желаем, счастья, семейного благополучия, выгодных контрактов, погоды «миллион на миллион» и самое главное мирного неба.
Александр Альдиев