В нестоль давние времена с «горевестниками» поступали сами знаете как: хорошо, если только убивали, а то и… Впрочем, не будем углубляться в историю, тем более, что речь пойдет не о мастерах пыточного дела на Руси, а о перспективах развития и современном состоянии промышленности Комсомольска-на-Амуре.
25 ноября в администрации Комсомольска-на-Амуре состоялась коллегия, посвящённая исполнению постановления главы администрации Комсомольска-на-Амуре от 15.08.2001 № 1030 «О программе перспективного развития промышленных предприятий города на 2001 –2005 год». Если верить цифрам, озвученным с высокой трибуны Виктором Герасимовым, заместителем главы города, то получается, что «сегодня» у города Юности выглядит лучше, чем его «завтра». За 9 месяцев 2003 года промышленными предприятиями города произведено продукции на 28,07 миллиарда рублей, перечислено в городской бюджет 986 миллионов рублей. По итогам года ожидаемый объем продукции - более 37 миллиардов, а поступления в городскую казну ожидаются на уровне 1 миллиарда 171 миллиона рублей. Практически всеми отраслями промышленности перевыполнены годовые планы. исключением стала только «тяжелая» лёгкая промышленность города с «Комсомолкой» во главе. «Здесь объём производства планируется на уровне 46 процентов по отношению к прошлому году».
Прогнозы предприятий на будущий год дают основания полагать, что объемы производства к уровню 2003 года составят: отрасли машиностроения и металлообработки на уровне 50 процентов, черная металлургия - 123 процента, деревообработка и мебельное производство - 114 процентов, лёгкая промышленность - 123 процента. В целом по предприятиям промышленности объём производства в 2004 году планируется на уровне 57%. Соответственно объем налоговых поступлений в бюджет город сократится и составит 868 миллионов рублей, т.е. снизится на 250 миллионов рублей.
Падение общих показателей произойдет по причине того, что авиационное объединение вступило в полосу «беззаказья». Экспортные заказы ушли в Иркутск, и поэтому ближайший год комсомольские авиастроители планируют заниматься в основном модернизацией и техническим перевооружением производства. В прошлом году на техническое перевооружение направлено более 739 миллионов рублей. В 2003 году на эти цели уже потрачен миллиард триста миллионов рублей, а в 2004 планируется потратить ещё почти 2 миллиарда рублей. Впервые в этом году КнААПО был получен государственный оборонный заказ, но его исполнение профинансировано заказчиком всего на 50 процентов и прогноз на следующий год не лучше. Для поддержания потенциала предприятия руководством принято решение о запуске в производство шести изделий С-80. На конец ноября намечено провести совещание с участием представителей «Росавикосомоса», КнААПО, АВПК «Сухой», авиадвигателестроительного предприятия «Сатурн» по дальнейшему развития программы С-80.
По прогнозу на 2004 год загрузка авиастроительного объединения составит 42,7 % к уровню 2003 года. Только гражданские проекты пока не в состоянии обеспечить многотысячный коллектив авиастроителей работой, и поэтому «совместно с «Рособоронэкспортом» постоянно ведётся работа с иностранными заказчиками.
Не будет большим увеличением назвать Комсомольск городом двух заводов: судостроительного и авиационного. Как сказал Владимир Михалёв, обращаясь к Николаю Повзыку, генеральному директору ОАО «АСЗ», «раньше город жил в основном за счёт авиационного объединения, теперь настала пора вам подставить плечо». За 9 месяцев объем производства на АСЗ составил миллиард 300 миллионов, или 247% к уровню прошлого года. Объем товарной продукции прогнозируется на уровне 260 процентов к уровню прошлого года. На 2004 год планируется рост объемов производства до 2,5 миллиарда рублей. Вроде бы радоваться надо, но дело в том, что сегодня судостроительный загружен всего на 16 процентов своих мощностей и при этом испытывает сложности из-за нехватки работников. Сегодня в цехах предприятия уже трудятся рабочие из других регионов страны и даже Украины.
Если финансирование работ по модернизации платформы «Орлан» оплачиваются нормально, то модернизация 513-го (оборонного) заказа идёт сегодня за счёт средств предприятия, из-за чего судостроители не могут нормально выплачивать задолженность по налогам в местные бюджеты. Получается, что «спонсором» ремонта лодки сегодня выступают работники бюджетной сферы Хабаровского края вообще и работники АСЗ (которым задерживают заработную плату) в частности. Для того, чтобы все не казалось таким печальным, В. Герасимов отметил: «В стадии подписания находятся контракты на строительство буксира для Вьетнама и на достройку 518-го заказа. При благоприятном развитии событий завод получит загрузку на несколько лет вперёд. Несмотря на тяжёлое положение в 2002 году, на модернизации производства освоено 22 миллиона рублей. В 2003 - 300 миллионов. На будущий год планируется увеличить эту цифру до 330 миллионов рублей».
Николай Повзык, генеральный директор «АСЗ», говоря о модернизации производства, подчеркнул, что в случае её успешного проведения удастся снизить трудоёмкость и сократить энергетическую составляющую в цене готовой продукции с 33 процентов до 18. Николай Григорьевич выразил недовольство тем, как реализуются проекты на Сахалинском шельфе. Из почти десяти миллиардов долларов подрядных работ на освоение нефтегазоносного шельфа российским предприятиям досталось не более пяти процентов. «Все это происходит при полном безразличии правительства страны».
Так что, сама жизнь толкает представителей промышленности города навстречу власти. Иначе никак.
Александр Альдиев