Почвы – это интересно!

Почувствовать себя настоящими учеными-исследователями смогли ученики школы-интерната №30 ОАО «РЖД», придя на необычный урок Комсомольского филиала «Заповедное Приамурье» в рамках кружка «Азбука заповедного дела». 

Под бдительным руководством научного сотрудника (специалиста в области физической географии) Полины Петренко ребята провели анализ образцов почвы, отобранной на территории заповедника, на практике убедившись, что работа почвоведа – занятие сложное и интересное.

Перед началом работы каждый юный исследователь получил бланки с номерами проб почвы и кратким описанием того места, где она была отобрана. Задание школьники получили нешуточное, как у настоящих ученых – определить рН–показатель почвы, или, проще говоря, степень ее кислотности.

Школьники отнеслись к работе очень серьезно: тщательно отмеряли 30 грамм необходимого образца почвы, смешивали со 150 мг дистиллированной воды, а затем определяли кислотность полученной суспензии на специальном измерительном приборе – Экотесте. Для определения pH-показателя прибору требуется чуть больше минуты, и в это время ребята успели провести собственный мини-эксперимент: чей образец «получился» интереснее – этот, цвета светлого дерева, или другой, похожий на черный кофе?

«Как видите, практически у всех почва получилась слабокислая или кислая, - отметила Полина Петренко, помогая ребятам свериться с данными таблицы, -  это связано с тем, что у нас на Дальнем Востоке практически повсеместно на почвы действует буроземный процесс почвообразования, что делает наши почвы кислыми».

Вот так, не выходя из стен кабинета, ребята смогли многое узнать о почвах. Подобно зеркалу экосистем, почва рассказывает нам, какие условия повлияли на ее формирование, каков был климат и какие в данной местности произрастают растения. Например, в лиственничных лесах почва более кислая, ведь лиственница, ель и пихта спокойно переносят кислые почв и на них растут. А вот для дубовых лесов – южных представителей Хабаровского края- такая почва уже не подходит – они предпочитают более нейтральную или хотя бы слабокислую почву, и т.д.

Примечательно, что по завершении исследования школьники не спешили уходить, а задавали все новые интересующие их вопросы, главный из которых звучал так: «А когда же наш следующий урок? Поскорее бы». С удовольствием принимаем столь приятный комплимент, а ребятам пожелаем, чтобы сегодняшнее знакомство с почвами не прошло даром, а стало подспорьем в подготовке школьного научно-исследовательского проекта.

Александра Степанова

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий