Комсомольское- на- Амуре авиационное производственное объединение завершило работы по выполнению контракта по поставке в Китай боевых самолетов.
«Крайняя», как говорят авиаторы вместо слова «последняя», партия боевых самолетов после приемки китайскими военными представителями своим ходом отправилась в КНР. Отправка должна была состояться еще 10-го, но была отложена до 12 августа. Именно на этот день было назначено торжественное открытие скульптурной композиции в виде двух бронзовых львов, подаренных КнААПО в честь семидесятилетнего юбилея Шеньянской самолетостроительной корпорацией, партнером комсомольских авиастроителей по лицензионному выпуску самолетов Су-27СК для народно-освободительной армии Китая.
Все на экспорт
Окончание работ по китайскому контракту означает для КнААПО существенное сокращение денежных поступлений, основным источником пополнения которых являются экспортные заказы на поставку боевых самолетов семейства Су-27. О важности экспортных заказов для предприятия можно судить по одному высказыванию Виктора Меркулова (генерального директора КнААПО), однажды признавшегося в том, что из-за высоких транспортных и энергетических тарифов производство самолетов на внутренний рынок вообще не приносит прибыли. Финансирование модернизации Су-27 для российских вооруженных сил ведется не самым лучшим образом и в прошлом году покрывало только пятьдесят процентов от запланированной суммы. Александр Пекарш, технический директор авиационного объединения, на одной из коллегий при главе администрации Комсомольска-на-Амуре заявил о том, что в авиационной холдинговой компании «Сухой» даже рассматривался вопрос о приостановке работ по модернизации самолетов Су-27 и Су-33 российских ВВС и ВМС.
Сегодня КнААПО выживает только за счет прибыли, полученной в прошлом году. Первый год работы авиастроительного объединения в качестве акционерного принес около четырех миллиардов чистой прибыли, и только за счет этих средств сейчас на предприятии проводится техническое перевооружение и ведется строительство нескольких Су-27 и Су-30, заложенных в надежде на будущие экспортные контракты.
Пока единственным экспортным заказом авиастроителей является контракт на поставку двадцати самолетов-амфибий «Бе-103» для китайского подразделения одной из транснациональных корпораций стоимостью около двадцати миллионов рублей (примерно столько, и даже больше, стоит один Су-27, поставляемый на экспорт). Прежде чем «бешки» будут поставлены китайскому заказчику, должно быть подписано межправительственное соглашение о признании Китаем российского сертификата соответствия самолета нормам летной годности. Причем, в данном случае от предприятия мало что зависит, так как основную работу должен проделать авиационный регистр международного авиационного комитета (сокращенно АР МАК).
Налоги
КнААПо является крупнейшим налогоплательщиком Хабаровского края. Общий объем налоговых платежей в 2003 году составил почти 3,5 млрд. рублей, в том числе в бюджет Хабаровского края ушло 3млрд.148 миллионов рублей. В 2004 году объем налоговых платежей уменьшится и составит 2 млрд. 355 миллионов рублей.1,7 млрд. уйдут в край, 400 миллионов - в местный бюджет. Столько налогов предприятие смогло выплатить после реализации имущества на сумму свыше 140 миллионов долларов США. Всего же выручка от продажи товаров и услуг в 2003 году составила свыше 27 миллиардов рублей. В 2004 году прогнозируется снижение объемов продукции до 44% от уровня 2003 года, что соответствует объемам постановки лицензионного производства в КНР в девяностых годах прошлого века.
Перспективы
Сегодня КнААПО модернизирует производство для того, чтобы в ближайшем будущем увеличить долю гражданского самолетостроения до 50 процентов, а также подготовить мощности для участия в изготовлении боевого самолета пятого поколения. В 2003 году в капитальное строительство и модернизацию производства было инвестировано 1,5 миллиарда рублей. В текущем году модернизация продолжается, на нее в бюджете предприятия заложены почти два миллиарда рублей. Модернизация – это, конечно, хорошо. Но для того, чтобы поддерживать «спортивную форму», авиастроителям необходимо выпускать самолеты. Пока нет военных заказов, речь идет только о гражданских самолетах. Масштабного производства «российского регионального самолета» (RRJ) ждать еще почти два года, и поэтому все силы сейчас направлены на уже упоминавшуюся выше амфибию «Бе-103» и грузопассажирский самолет «Сухой-80». Как нам стало известно, в ближайшие дни должен быть решен вопрос о количестве запускаемых в производство Су-80. Комсомольчане настаивают перед руководством АХК «Сухой» на запуске в производство шести машин, а московское руководство пока говорит о двух. Окончательное решение будет принято на совещании с участием Михаила погосяна (генерального директора АХК), которое состоится до 15 августа в Комсомольске-на-Амуре.
Для полноценной жизни предприятия-юбиляра нужен экспортный заказ, на получение которого комсомольчане очень надеются, тем более что прошедшей весной руководство холдинга пообещало загрузить кнаапо новыми заказами.
Александр Альдиев