Выпуск нового типа самолётов осваивают в авиаспортивном клубе при Комсомольском-на-Амуре Государственном университете.
Я уже рассказывал о том, что в Комсомольске-на-Амуре при Техническом университете (теперь это Государственный) был создан авиационно-спортивный клуб, члены которого уже летают на отечественном аналоге американского легкомоторного самолёта «Цесна». Авиаторы-любители не стоят на месте и уже завершают сборку еще одного легкомоторного самолета.
Вот что об этом рассказал Евгений Викторович Леонкин, заведующий лабораторией кафедры самолётостроения Комсомольского-на-Амуре Государственного университета: «Самолет предназначен для первоначального летного обучения, который мы начали делать с чистого листа в апреле 2017 года. Уже готов фюзеляж, оперения, крылья, закрепили к носовой части двигательную установку. В работе над самолетом помогают студенты, как русские, так и иностранные, которые работают даже по субботам. Мы хотим успеть к началу авиасалона, проведение которого запланировано на этот год. Для участия в нём надо успеть не только сделать, но и облетать, чтобы можно было показать его лётные характеристики многочисленной публике».
О том, что может показать новый самолёт, рассказал Александр Щербаков, руководитель авиационно-спортивного клуба: «За основу конструкции взяли модель американского самолёта CH 750 VSTOL. Это самолёт короткого взлета и посадки, предназначенный для частных полётов и обучения. Так как он обладает очень хорошими взлётно-посадочными характеристиками, прощает ошибки при пилотировании, а благодаря особой конструкции крыла, очень устойчив в полёте. Любой начинающий пилот в состоянии справиться с управлением этого самолёта. Благодаря таким характеристикам этот самолёт нашел применение в авиахимработах. За счёт большой подъемной силы этот летательный аппарат может поднять до 120 килограмм полезной нагрузки для химической обработки, характеризуется низким расходом топлива, и может приземлиться практически на любую неподготовленную площадку, вплоть до берега горной реки с каменным покрытием. Это не говорит о том, что на этом самолёте нужно летать где попало, но в аварийной ситуации он не даст погибнуть себе и людям. Ещё одним плюсом является цена самолёта и его эксплуатации. Наш самолёт в итоге выйдет дешевле американского аналога примерно в 2,5 раза».
У вас может возникнуть мысль: ну вот еще одно развлечение себе организовали и чего об этом трубить. И автор такого мнения будет не прав, так как строительство нового самолёта является отличной практикой для студентов авиастроителей. Вот что о важности этого проекта сказал Евгений Леонкин: « Наши студенты пройдут обучение, по окончанию которого, они получат удостоверение пилота-любителя. Для этого нам нужно три-четыре подобных аппарата, чтобы постоянно проводились полёты, самолёты проходили регулярное обслуживание и ремонт». О производственном опыте для студентов рассказал Александр Щербаков: «Студенты, проходящие практику в нашем авиаклубе, получают колоссальный опыт работы именно в производстве самолётов. Они знакомятся непосредственно с «железом», работают со всеми материалами, которые встречаются в авиации: начиная от резины и заканчивая титаном. Видят самолёт в живую, в полном объеме, а не фрагментарно как на больших предприятиях, где в разных цехах изготавливают какой- то фрагмент или узел. У нас же в авиаклубе дети могут увидеть, как рождается самолёт от нулевого цикла до окончательной сборки. Увидеть из чего собственно самолёт состоит, и все моменты становятся понятными для студентов по полному циклу».
Завершая свой рассказ, хочу напомнить, что большинство легендарных авиаконструкторов нашей страны начинали свою карьеру с аэроклубов или изготовления легкомоторных самолётов. Может быть и среди студентов- самолётостроителей, работающих на изготовлении нового летательного аппарата, вскоре появятся новые Сухие, Антоновы, Яковлевы и Михеевы, которые продолжат традиции своих именитых предшественников.
Текст, фото и видео Александра Альдиева