30 марта в Комсомольске-на-Амуре состоялась коллегия, посвященная итогам социально-экономического развития города в 2003 году и прогнозам на 2004.
Если верить озвученным на коллегии Людмилой Гусевой (заместитель главы администрации города) цифрам, то получается такая картина: в то время как Россия в едином порыве рвётся к высотам экономического роста, Комсомольск-на-Амуре замедлил свое развитие. В целом по Хабаровскому краю рост валового продукта составил 7%, а в городе Юности - всего 1,2 процента. Объём промышленного производства даже сократился по сравнению с 2002 годом. Нефтеперерабатывающий завод, несмотря на физический рост объёмов производства (на 25 процентов по сравнению с прошлым годом), перешел на переработку нефти, принадлежащей головной компании, и тем самым снизил свои собственные доходы. Упали объёмы производства также на Комсомольском аккумуляторном заводе, «Амурской» «Эре» и ЗАО «Ренесанс-Комсомолка». Загрузка предприятий пищевой промышленности не превышает пятидесяти процентов от их возможностей. Комсомольчане не стали пить меньше алкогольных напитков, но и в «горячительной» отрасли комсомольские производители снизили объемы выпуска за год на 14 процентов.
Все дело, может быть, в том, что большинство городских предприятий с каждым годом сокращает объём средств, направляемых на реконструкцию и модернизацию производства. Доля инвестиций в предприятия комсомольска-на-Амуре составляет только 13 процентов от краевого пирога, и большей частью приходятся они на авиастроительное объединение и нефтеперерабатывающий завод.
Говоря о перспективах, Александр Пекарш, технический директор КнААПО, отметил, что динамика инвестирования технического перевооружения из собственных средств сохранилась. Всего в 2003 году в капитальное строительство и модернизацию производства было инвестировано 1,5 миллиарда рублей. При этом инвестиции со стороны государства сократились до нуля. В 2003 году введено основных средств на сумму 1миллард 36 миллионов рублей. Завершено строительство комплексного цеха продукции гражданского назначения на 6 тысяч квадратных метров (долгострой 1992 года рождения). В новом цехе развёрнуто производство агрегатов для выпуска газотурбинной техники для московского моторостроительного предприятия «Салют» и катеров. На основной площадке, где ранее рядом с боевыми самолетами собирали катера, начинается полномасштабная реконструкция под производство гражданских самолетов.
Подводя итоги деятельности КнААПо в прошедшем, году господин Пекарш рассказал о присуждении премии правительства Российской Федерации в области качества, а также премии комитета по военно-техническому сотрудничеству Министерства обороны за успехи в производстве экспортноориентированной продукции. Контрактные обязательства по экспортной продукции в 2003 году выполнены полностью. Изделия поставлялась как на внутренний, так и на внешний рынок. В полном объем КнААПо выполнило контрактные обязательства головной АХК «Сухой». Всего поставлено имущество на сумму свыше 140 миллионов долларов США. Выручка от продажи товаров и услуг в 2003 году составила свыше 27 миллиардов рублей. В 2004 году прогнозируется снижение объемов продукции до 44% от уровня 2003 года, что соответствует объемам лицензионного производства в девяностых годах для КНР. В надежде на будущие экспортные контракты комсомольскими авиастроителями запущено в производство и изготавливается несколько самолетов Су-30 и Су-27.
В связи с началом реализации программы боевого самолета пятого поколения в 2004 году будут проведены работы по конструкторско-технологической проработке по изготовлению отдельных технологических образцов.
Прошедший год был для КнААПО первым в качестве акционерного общества, однако, была получена чистая прибыль в размере около 4-х миллиардов рублей. Общий объем налоговых платежей составил почти 3,5 млрд. рублей, в том числе в бюджет Хабаровского края ушло 3млрд.148 миллионов рублей. В 2004 году объем налоговых платежей уменьшится и составит 2 млрд. 355 миллионов рублей.1,7 млрд. уйдут в край, 400 миллионов - в местный бюджет.
Сегодня КнААПО занимается модернизацией цехов для того, чтобы в ближайшем будущем увеличить долю гражданского самолетостроения до 50 процентов, а также подготовить мощности для участия в изготовлении боевого самолета пятого поколения. Говоря о государственном оборонном заказе, Александр Иванович заявил о том, что в авиационной холдинговой компании «Сухой» рассматривался вопрос о приостановке работ по модернизации самолетов Су-27 и Су-33 российских ВВС и ВМС из-за отсутствия подписанного договора. По информации технического директора КнААПО, перспективы заключения подобного договора в текущем году не просматриваются, но он заявил о том, что в процессе упорядочения штатного расписания уже сокращено тысяча единиц (рабочих и служащих). Все надежды на новые экспортные заказы.
Анатолий Адаменя коллега Пекарша с Амурского судостроительного завода, не стал радовать радужными перспективами, заявив, что трудностей хватает. Несмотря на рост объемов производства, загрузка предприятия на сегодня составляет только тридцать процентов от возможной. С коллегиальной трибуны Анатолий Адаменя впервые заявил об уже подписанном контракте с нефтяной компанией «Вьетсовпетро» на строительство буксира снабжения нефтедобывающих платформ вьетнамского шельфа. Буксир стоимостью несколько десятков миллионов долларов должен быть построен за год. Впервые за последнее десятилетие на российском предприятии изготовят не только корпус судна, но и полностью оборудует всеми механизмами и агрегатами. Кроме того, Анатолий Адаменя сказал, что в январе был заключен военный заказ, и судостроители ожидают в ближайшее время подписания соответствующего постановления правительства. Отрадно, что гособоронзаказ предприятию в этом году увеличен в три раза, и налогооблагаемая база предприятия со всеми остальными работами составит 676 миллионов рублей, в качестве налогов в городской бюджет будет перечислен 61 миллион рублей.
В масштабах города с двухмиллиардным бюджетом получается немного, и поэтому городской администрации придется работать по принципу «надейся на лучшее, готовься к худшему», так как положение на большинстве предприятий города складывается непростое.
Примером может служить «Амурметалл». Производство стали в прошлом году выросло на 9%, а проката - на 44%. За счет того, что увеличился выпуск продукции с повышенной добавочной стоимостью, производительность труда выросла на 40% и почти в полтора раза выросла среднемесячная заработная плата, которая составляет порядка 10 тысяч рублей. В структуре реализации значительно выросла доля внутреннего рынка, по сравнению с 2002 годом продукции на него было отправлено в два раза больше. В 2002 году поставки за рубеж составляли 80%, и только 20% шло на внутренний рынок. В 2003 году это соотношение изменилось: 67 и 33 процента соответственно.
Одним из результатов увеличения объёмов производства стало увеличение числа работающих за счет создания новых рабочих мест и заполнения вакансий. После перехода в «Амурметалл» работников «ДВ-металла» общая численность коллектива предприятия будет равняться 4200 человек.
Планы на 2004 год довольно амбициозны. Рост объемов производства в январе и феврале по сравнению с прошлым годом составил более 50 процентов. Для того, чтобы соответствовать растущим потребностям рынка, был спланирован ряд мероприятий по модернизации производства. Реализация плана уже в этом году на 20% должна увеличить реализацию стали и на 30% проката. Просчитывалось почти двукратное увеличение выручки от реализации, однако все эти планы пересмотрены из-за роста цен на лом. Его вывоз за границу снова вышел из-под контроля государства. В январе тонна лома стоила с учетом доставки в Комсомольск и НДС 130 долларов. В апреле за ту же самую тонну металлурги платят уже 180 долларов. В структуре себестоимости продукции комсомольских металлургов лом составляет 40%, и рост его цены приведёт к росту цен на продукцию. Кроме того, до сих не определена стоимость электроэнергии, в связи с чем прогнозировать дальнейшую работу «Амурметалла» проблематично.
Завершая коллегию, посвященную итогам социально-экономического развития в 2003 году и прогнозам на 2004 год, Владимир Михалев отметил, что из-за недостатка инвестиций на городских предприятиях практически не происходит изменений в структуре производства, из-за чего комсомольчан может ожидать вытеснение с рынка более удачливыми конкурентами.
Чтобы избежать этого, нужно активнее разрабатывать инновационные и инвестиционные проекты, с тем, чтобы получить средства (в том числе и из федерального бюджета) на их реализацию и улучшить экономическое положение города. Во времена СССР объем промышленного производства города Юности был больше, чем у всех вместе взятых городов и населенных пунктов Хабаровского и Приморского краёв. Сегодня в Комсомольске производится меньше половины промышленной продукции края.
Александр Альдиев