В каких специалистах, услугах и продуктах предпринимательской деятельности нуждаются промышленные гиганты города юности, чем заводам способны помочь малый и средний бизнес, учреждения образования?
Предметный разговор на эти темы состоялся в ходе обсуждения социально-экономических программ "Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края" и "Развитие малого и среднего предпринимательства Хабаровского края", которое собрало в техническом университете Комсомольска-на-Амуре немало участников.
На протяжении многих лет говорится о необходимости развития и поддержки малого и среднего бизнеса, развитии инновационных производств в нашей стране.
Как стало понятно из слов первого заместителя председателя правительства края по вопросам модернизации и промышленной политики Виктора Чудова, ведущего общественных слушаний, эти планы стоят уже в практической плоскости: — Задачи, которые ставит перед собой краевое правительство, а также стратегия развития Российской Федерации до 2020 года требуют повысить производительность труда по стране в 1,5 раза, создать новые инновационные рабочие места (всего более 25 миллионов по всей стране). Инновационная составляющая в валовом региональном продукте должна достигнуть 25 процентов до 2016 года, а затем уже и 30 процентов. Колоссальные задачи закладывают основы будущих новых инновационных предприятий. Создается инновационная инфраструктура, создаются бизнес-инкубаторы в крае, ведутся работы в технических вузах.
При этом нет полного понимания того, что могут конкретно делать предприятия, учебные заведения, предпринимательские структуры. В чем они нуждаются и какие есть узкие места, какие возможности дают краевые целевые программы по поддержке малого и среднего бизнеса, развития инновационных технологий. В крае понимают, что надо создавать систему подготовки кадров. Будут кадры — тогда будут решаться и остальные вопросы. В соответствии с решением губернатора проводятся общественные экспертизы краевых программ. По итогам обсуждения предложения и замечания участников вносятся для принятия конкретных решений и распоряжений. Перед краем стоит четкая задача выяснить, что мешает появлению малых и средних промышленных предприятий в Хабаровском крае и Комсомольске-на-Амуре, какие есть препятствия и риски.
Первым докладчиком на слушаниях стал Сергей Васильев, начальник управления модернизации и стратегических инициатив правительства Хабаровского края. Сергей Алексеевич рассказал о том, что в крае действует целевая программа “Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края”. Программа условно делится на три блока: формирование кластеров, не только авиа- и судостроения, но и в других сферах; комплексная поддержка инновационной деятельности; создание инновационной инфраструктуры.
По его словам, сама по себе программа — это некий механизм формирования проектно-сметной документации расходования бюджетных средств, причем не только краевого, но и федерального бюджета (в рамках субсидий), а также внебюджетных источников для достижения поставленной цели.
— Основная идея — создание пояса малых и средних инновационных производств вокруг наших базовых предприятий, — сказал Сергей Алексеевич, — во время инженерного форума я показывал схему из сотен компаний, которые включены в технологический процесс как больших предприятий, так и малых, для них технологические разработки. Мы возлагаем большие надежды на инновационные компании, которые возникают вокруг Комсомольского-на-Амуре технического университета (вуз является передовиком в инновационном движении нашего края), а также вокруг Тихоокеанского государственного университета и Академии путей сообщения. Наша основная задача состоит в том, чтобы обеспечить коммуникацию между крупными и малыми производственными компаниями края. Сегодня такого взаимодействия катастрофически мало. В рамках создания кластера мы заключили соглашения о сотрудничестве с Объединенной авиастроительной корпорацией, Объединённой судостроительной корпорацией. Надо понимать, что принципиально большие корпорации закрыты и не заинтересованы в покупке технологических решений на стороне, в закупке комплектующих на местах. Этот факт признают сами руководители корпораций. И только в рамках работы по созданию кластера удалось продвинуться к цели. Создана группа из представителей корпораций и правительства края, которая занялась разработкой системы кооперации в рамках кластера не только с участием больших, но и малых предприятий.
Вторая серьезная проблема — это формирование целевых заказов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Кроме наших вузов, у нас нет других площадок, где такие работы можно было бы проводить, и тут мы снова столкнулись с тем, что вертикально выстроенные структуры образования и государственных корпораций могут сотрудничать между собой на местах только в рамках кластерной политики.
Для комплексной поддержки инновационной деятельности в крае создано Дальневосточное агентство содействия инновациям, которое уже несколько лет нацелено на эту деятельность, в том числе и на привлечение в неё молодежи. Молодые крайне неохотно сейчас занимаются бизнесом, а производственным особенно. Это неправильно, и над этим надо работать.
Третий блок — это создание инновационной инфраструктуры. Есть планы по созданию технопарков, индустриальных парков, в том числе и в Комсомольске-на-Амуре. Для этого уже создан региональный центр инжиниринга, деньги на развитие которого выделены не только из краевого, но и федерального бюджетов. Целью инжинирингового центра являются создание такой организации, которая бы оказывала комплексную поддержку при технологической проработке любого производства малых компаний, компьютерное моделирование и проектирование. Есть запрос на проведение испытательных работ, прототипирование, дефектоскопию и тому подобное. Об актуальности создания центра говорит тот факт, что ближайший аналог находится в... Томске.
Инжиниринговый центр предназначен для выполнения функции технологического брокерства, когда разработки вузов доводятся до наших предприятий.
В июне в первом чтении краевой Думой был принят Закон “О государственной поддержке инновационной деятельности на территории
Хабаровского края”, в котором прописан порядок государственной поддержки для предприятий, занимающихся инновациями. Планируется, что в рамках закона будет оказываться поддержка в виде предоставления льгот по уплате налога на прибыль, льготной ставке по арендной плате за земельные участки, предоставление субсидий, государственных гарантий для банковского кредитования. Надеюсь, что с первого января следующего года закон начнет работать.
На слушаниях Юрий Афанасьевич Чайка, заместитель министра экономического развития внешних связей Хабаровского края, рассказал о целевой программе, которая полностью ориентирована на поддержку именно производственного бизнеса. Кроме традиционных субсидий, сказал он, выделяются гранты инновационным компаниям, средства на модернизацию производственного оборудования, повышение энергоэффективности, субсидируется присоединение к энергосетям.
Затем участники разделились на три секции: “малый бизнес”, “промышленность” и “образование”.
Самые горячие споры и обсуждения шли в секции “малый бизнес”, в работе которой приняли участие хорошо известные жителям города и края предприниматели с большим опытом практической деятельности. Одним из недостатков программ по поддержке бизнеса, по их мнению, является ориентированность на создаваемые предприятия. Но действующие тоже желают быть услышанными. Было озвучено немало больных вопросов. Непростые условия функционирования промышленных предприятий края осложняются, как говорили участники, необходимостью выполнять социальные функции, продекларированные когда-то именно государством для привлечения и удержания населения на российском Дальнем Востоке.
Обсуждения у промышленников и представителей образования шли менее горячо, но не менее конструктивно.
Предложения от каждой секции представителей крупных предприятий и бизнес-сообщества во многом были аналогичны, как и проблемы, стоящие перед ними. В частности, выяснилось, что готовность авиационного и судостроительного заводов поделиться частью заказов с предприятиями среднего и малого бизнеса может так ничем и не закончиться. Ведь для сотрудничества со столь серьезными заводами малым и средним предприятиям необходимо провести сертифицирование собственных производств. А сделать это в крае практически невозможно по причине отсутствия на Дальнем Востоке универсального сертификационного центра.
Как пообещал участникам слушаний Виктор Чудов, в сводный документ обязательно войдут прозвучавшие предложения, по которым будут приниматься конкретные решения правительства края.
А.АЛЬДИЕВ