12 июня городу Юности исполняется 77 лет.
По восточной традиции, сочетание двух семерок считается счастливым и благополучным. Несмотря на сложность текущего момента, мы верим в счастливую звезду нашего любимого города.
Совсем недавно сам для себя осознал, что День города, лично для меня, не просто очередная праздничная дата из календаря. Это праздник и моих родственников, когда-то приложивших свою руку к строительству города. Недавно заглянул в семейный фотоархив и обнаружил документы деда и бабушки со стороны матери. Андрей Гаврилович Мохов пришел на завод №199, сегодня мы знаем его как ОАО "Амурский судостроительный завод", в декабре 1939 года на должность разнорабочего. И закончил свой жизненный путь, будучи электромонтером 4 разряда уже завода имени Ленинского комсомола в 1970 году.
Бабушка моей коллеги Натальи Красильниковой-Таисия Ивановна после войны работала буфетчицей в столовой судостроительного завода и спутника жизни нашла "не отходя" от рабочего места. Григорий Иванович работал на заводе крановщиком. Молодой человек, желая произвести впечатление на девушку, взял взаймы у товарища красивый бушлат, который после свадьбы исчез из его гардероба. Может быть, вернулся к хозяину или перешел к другому заводчанину, устраивающему свою личную жизнь. Впоследствии в семье Зыряновых выросло трое детей, пятеро внуков и 9 правнуков. А начиналось все с бушлата, взятого взаймы.
В конце тридцатых и после войны в городе были какие-то капитальные строения, мощеные улицы. Но начиналось-то все с небольшого села Пермское, располагавшегося в районе современного автовокзала. Комсомольцы, военные строители и заключенные - не безликие герои из советского прошлого, а наши с вами родственники, строили "город на заре". По роду своей работы мне пришлось окунуться в историю Комсомольска-на-Амуре и сказать, что она меня поразила, значит ничего не сказать. Одна из первостроительниц нашего авиационного завода рассказывала, как она приехала в Комсомольск-на-Амуре по призыву Валентины Хетагуровой.
Тогда девушек в прямом смысле слова мужчины выдергивали с пароходного трапа. Несмотря на столь неромантичные "знакомства", создавались семьи, к людям приходила Любовь и рождались дети. Уникальность города юности подтвердила и Великая Отечественная Война. Комсомольчане, как и вся страна, трудились на военных заводах, как писали когда-то пропагандисты "ковали оружие победы", но при этом строили дворец культуры судостроительного завода. Сейчас представить себе сложно, что в стране, ведущей ожесточенную войну за выживание, на ее окраине находят средства для строительства дворца культуры.
Закончилась война, город продолжил строиться и развиваться. И, как мне кажется, понастоящему проведение подтолкнуло друг к другу комсомольский авиационный завод и конструкторское бюро Павла Осиповича Сухого. Завод, строивший до того самолеты Туполева и Ильюшна, Микояна и Григорьева, лицензионный Дуглас под названием Ли-2, стал основным заводом "фирмы Сухого". Словно предки догадывались, что именно с самолетами именного этого конструктора переживут безвременье 90-х годов, не только завод, город, но и Хабаровский край. Благодаря предвидению предков, именно в нашем с вами городе создан первый по- настоящему новый российский самолет "Sukhoy Super Jet 100", правда с иностранной начинкой и названием.
Неисповедимы пути господни, и сразу вспоминается старинная русская пословица, в которой говорится, что без трех праведников ни один город не стоит. Вот и в Комсомольске-на-Амуре, несмотря на его все-таки антирелигиозное название, жили и живут люди, которых можно назвать праведниками. Появившиеся после горбачевской "перестройки" в Комсомольске-на-Амуре храмы разных религиозных конфессий говорят о том, что "город будети саду цвесть, когда в стране российской такие люди есть".
Александр Альдиев