По решению суда арестован Дворец культуры и спорта, принадлежащий открытому акционерному обществу «Амурский судостроительный завод».
21 мая на площади перед ДК судостроителей проходила ярмарка профессиональных училищ и лицеев Комсомольска-на-Амуре. Пока студенты и их преподаватели под музыку агитировали поступать в свои учебные заведения и продавали собственноручно изготовленную продукцию, в кабинете директора судебные приставы под руководством Николая Домарева в присутствии понятых накладывали арест на здание дворца. Комсомольчане о произошедшем узнали спустя несколько дней.
Как рассказала Ирина Красовская, директор дворца, «здание было арестовано по решению Хабаровского краевого арбитражного суда о взыскании с Амурского судостроительного завода долгов». По словам Сергея Сидорова, генерального директора ООО «Мак Амур Констракшн сервисез компани», «АСЗ за годы простоя набрал долгов на полмиллиарда рублей, и теперь по требованию кредиторов судебными приставами арестована наиболее ликвидная собственность завода».
Иван Павлов, старший судебный пристав межрайонного подразделения судебных приставов Комсомольска-на-Амуре, подтвердил информацию о существовании больших долгов. По его словам, свыше 160 миллионов рублей судостроительный завод должен только пенсионному фонду. Дополнительно 260 миллионов рублей предприятие должно поставщикам комплектующих и Дальневосточному морскому пароходству. Бюджету Хабаровского - 24 миллиона рублей. Кроме того, каждый месяц в службу судебных приставов поступают исполнительные дела на взыскания невыплаченной заработной платы.
Так как Амурский судостроительный завод относится к особо важным оборонным предприятиям, то, в соответствии со специальным указом президента Российской Федерации, его производственные мощности не могут быть арестованы и распроданы для погашения долгов. В этой ситуации судебным исполнителям ничего не остаётся, как арестовывать имущество, не занятое в производственном процессе. Такового, по словам господина Павлова, у завода насчитывается на 200 миллионов рублей. Речь идет о нескольких общежитиях, санатории-профилактории и об уже арестованном дворце. По словам старшего судебного пристава Комсомольска-на-Амуре, у его службы нет цели отобрать имущество, так как есть основания полагать, что АСЗ сможет расплатиться со своими должниками, но это во многом зависит от правительства. Если из федерального бюджета поступят дополнительные средства на исполнение оборонного заказа, то судостроители смогут убедить суд в том, что они в состоянии погасить задолженность, и тогда может быть принято решение о её реструктуризации и о снятие ареста с имущества. Уже назначена дата очередного заседания суда, но оно может быть перенесено, так как, вполне вероятно, к его началу не смогут приехать представители всех кредиторов, среди которых есть и иностранные.
Всё это не воспринималось бы с особой болезненностью, если бы ДК АСЗ не являлся главным очагом культуры Комсомольска-на-Амуре. Несмотря на сложности, до самого последнего времени в многочисленных детских кружках и спортивных секциях занимались почти четыреста юных комсомольчан. До осеннего пожара 2003 года именно в зале дк судостроителей проводились концерты заезжих звезд, торжественные городские заседания и общегородские праздники.
В августе 2003 года завод передал в оперативное управление Дворец культуры и спорта обществу с ограниченной ответственностью «Мак Амур», созданному десять лет назад для сопровождения заводских проектов, связанных с разработкой сахалинского шельфа. Именно «Мак Амур» обеспечивал и обеспечивает связью, жильём, транспортом и квалифицированным персоналом иностранные компании, работавшие с «АСЗ» по строительству нефтяной платформы «Моликпак». Как рассказал генеральный директор «Мак Амура», в 2002 году дворец принес заводу 17 миллионов рублей убытка. После передачи «очага культуры» в оперативное управление частному предприятию, дворец стал полностью самоокупаемым, при этом все кружки и секции сохранились, а восемьдесят человек персонала получали хоть и не самую высокую, но стабильную зарплату. Существование всего этого теперь поставлено под сомнение: все работники дворца получили уведомления об увольнении с работы семнадцатого июня. К этому моменту истечет срок, установленный законом на обжалование в судебном порядке акта описи имущества, закончат свою работу оценщики, и дворец будет выставлен на торги. Несмотря на столь печальный расклад и явно слабую позицию судостроительного завода, господин Сидоров сказал, что будут предприняты все усилия для того, чтобы дворец остался центром культуры, а не стал ещё одним торговым центром. По словам генерального директора «Мак Амура», «складывается такое впечатление, что поступил заказ именно на дворец, так как размер долгов завода и сумма, которую можно будет получить от его продажи, несоизмеримы. вместо дворца кредиторам предлагались другие объекты, принадлежащие заводу, но они почему то не вызвали интереса».
Александр Альдиев