Живописный Китай. Версия первая

24 октября в Музее изобразительного искусства Комсомольска-на-Амуре открылась выставка под названием «Живописный Китай».

Предупреждая вопросы о том, почему так странно называется статья, сразу оговорюсь, что выставка представлена совсем не в том объёме, какой предполагался изначально. Немалую часть ее должны были составлять фотографии из Китая, предоставленные генеральным консульством КНР в Хабаровске. По техническим причинам произошла задержка, однако, через две недели ценителей прекрасного  ожидает ещё одно открытие той же самой выставки, но уже с участием китайских гостей. Так сказать, версия вторая. 

Несмотря на это обстоятельство, новая выставка заняла целый зал музея, практически полностью она посвящена китайскому фарфору. Хотя правильнее было бы сказать - керамике, так как в Китае нет разделения на фарфор, фаянс и керамику. Представлены же в основном керамические изделия. 

Оказывается, с древности наиболее крупным и значительным центром керамического производства Китая был город Цзиндечжень в провинции Цзянси (юг Китая), где первые керамические печи появились более 2000 лет тому назад. Город возник у самых разработок белой глины на горе Геолин, что в переводе на русский язык означает «Высокие холмы». От этих слов и произошло название одной из составных частей фарфора - белой глины - каолина. В настоящее время в городе насчитывается около 4000 фарфоровых фабрик. Именно оттуда  и прибыли представленные на выставке образцы китайского керамического искусства.

Впрочем, среди керамических и фарфоровых чудес нет сделанных многие века назад. Все экспонаты изготовлены современными мастерами но с применением лучших национальных традиций сунского периода (960-1232 гг.) и  широким использованием жанра «цветов н птиц». Несмотря на то, что перед зрителем предстаёт «новодел», тем не менее, можно получить представление не только о современном китайском фарфоре и керамике, но и о традициях этого искусства. «Рисунок, украшающий вазу, для китайца имел особый смысл: изображение двух уток означает дружбу, семейное счастье; скала - символ долголетия; бамбук - пожелание быть стойким в жизни; цветущая слива обещает удачу в новом году... Изысканная игра линий, цветовые акценты, тонкие ритмические созвучия - всё это, так или иначе, перекликается с формой предмета. Отсюда удивительная гармония произведений китайского фарфора, неизменно вызывающая восхищение у зрителей». Это  была цитата, но у от себя добавлю, что выставка получилась довольно любопытной и познавательной. Будем ждать продолжения

Текст и фото Александра Альдиева 

 

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий