Не прошло и двух недель, как в уютном зале театра КнАМ вновь состоялись посиделки в «старом дворике», действе, некогда инициированном «Свежим номером». Собравшиеся обсуждали проблему белых ворон.
Люди, которые по тем или иным внешним или внутренним обстоятельствам отличаются в чем-то от окружающих, немало в нашем обществе, тем не менее, отношение к ним неоднозначное. В чем же причина этого явления и пытались разобраться наши участники.
Термин «белая ворона» известен с древних времён, во всяком случае, одно из первых упоминаний принадлежит древнеримскому поэту Ювеналу, жившему две тысячи лет тому назад. В птичьем мире непохожую на других особь могут изгнать, а могут и заклевать запросто. Не лучшим образом обстоят дела и в человеческом сообществе. Нам чаще всего не нравятся люди экстравагантные, выбивающиеся из общего ряда, которые одеваются не так, как все, думают иначе, чем большинство. В чём же причина такого отношения? Как сказала одна из участниц дискуссии, видимо, в том, что «белые вороны» своей непохожестью привлекают к себе и, как следствие, ко всей «стае». Например, и в школьном сообществе, каким и является класс, один «непричесанный» ученик может изменить отношение преподавателей и всей школы к целому классу не в лучшую сторону. Хочет ли этого большинство ? Конечно, нет, и тут начинается… Чтобы изменить ситуацию, стандартное большинство объединится против «вороны». Впрочем, каждый может вспомнить сам, примеров в жизни больше чем достаточно.
Но не всегда отторжение «белых ворон» происходит подобным агрессивным образом. Своей нестандартностью непохожие на всех соплеменники вызывают целую гамму чувств у окружающих, как говорится, от «плюса» до «минуса». У окружающих нет только одного чувства- равнодушия. Впрочем, порой быть такой «вороной» -- это, в прямом смысле слова, дело, опасное для здоровья и жизни. Пример диссидентов, попадавших нестандартное мышление на нары и в психушки, академика Сахарова, посмевшего когда-то пойти против мнения большинства, прямое тому подтверждение.
Но не всё так печально. Меняется наше общество, меняемся мы и наше мироощущение. Мы уже спокойнее относимся к нестандартным людям, не шепчемся у них за спиной и не тычем пальцами. И это не от равнодушия, а, скорее, от веры в то, что, возможно, « белая ворона» со временем превратится в «гадкого утёнка», а затем уже в прекрасного лебедя, ведущего за собой всю стаю. А, может, мы, отвыкаюшие ходить строем и думать одинаково, начинаем понимать, что для того, чтобы быть «белой вороной, нужна громадная сила воли, владелец которой вполне может стать новым лидером, нравится это кому-то, или нет. Нам же осталось только уяснить, что каждый имеет право быть тем, кто он есть есть на самом деле, и что искренность, свобода самовыражения—великие блага.
Александр Альдиев