Тоннель в никуда

Мало какой мальчишка поселка Пивань, расположенного напротив Комсомолька-на-Амуре, не лазил с товарищами в тоннель, находящийся в сопке, отгораживающий поселок от основного русла Амура. Но мало кто знает, что заброшенное сооружение должно было стать частью... БАМа и начинало строиться еще в 30-х годах прошлого века.

В тоннеле темно и сыро, слышно, как капает вода из дренажных труб, под ногами то тут, то там противно хлюпает. Набольшей протяженности свод туннеля затянут в бетон со следами опалубки, а то и скальпы игрунт, не облагороженный строительным материалом. На отдельных участках перемычки между штольнями не успели уничтожить, и расстояние приходится преодолевать, согнувшись в три погибели, Интересно, хватало ли здесь электроосвещения (если оно вообще было), думаю, что пользовались в целях экономии и факелами. Вообще местечко, надо сказать, мрачноватое...

ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ

20 мая 1934 года Совет труда и обороны принял Постановление «О строительстве железной дороги Комсомольск-Совгавань», которое предполагалось начать в 1935 году, но реально строительство началось в 1939 году. Первые изыскания для возведения амурского моста в районе Пермского были проведены в 1932 году экспедицией БАМа. Вариантов было немало, но выбрали место перехода железнодорожной линии через Амур с северной стороны Комсомольска, за чертой промышленной площадки судостроительного завода (в районе современного автовокзала). Железная дорога, пройдя по мосту, должна была нырнуть склон Пиванского берега, чтобы затем устремиться к берегу Тихого океана, в район Советской Гавани.

Самый лучший вид с Пиванской сопки на Комсомольск-на-Амуре

Сооружение планировалось грандиозное, о его размерах можно судить по тому, что в пределах города должна была быть построена насыпь длинной в 6-7 километров с увеличением высоты в районе берега до 11 метров. Длина же так и не построенного Амурского моста должна была составить 2,5 километра против 1,2 километра у существующего. Протяженность пробитого, но не достроенного тоннеля равна 800 метрам. Сооружение связки «мост-тоннель» должно было практически полностью изменить центральную часть города, и президиум Комсомольского-на-Амуре городского совета по этому поводу принял решение «ввести в архитектурное оформление моста постановку монументальных фигур, отражающих эпоху строительства города, для чего привлечь архитектурные силы Комсомольска и Ленинграда».

САМЫЙ ЛУЧШИЙ ЭКСКАВАТОР - ЭТО ЗЕК С ОДНОЙ ЛОПАТОЙ

В те далекие времена все железные дороги на Дальнем Востоке строились руками заключенных из многочисленных лагерей наркомата внутренних дел. В1939 году на территории Комсомольского района находилось пять лагерей. Строительство дороги Комсомольск- Совгавань было поручено одному из них - Нижнеамурскому, образованному приказом №031029 от 31.08.39. Первоначально на Восточном (со штабом в Совгавани) и Западном участках (управление в Комсомольске) очередную «стройку века» вели 5225 заключенных и 300 вольнонаемных. Со временем количество заключенных было доведено до 37,5 тысячи человек. В 1940 году в результате очередной реорганизации лагерной системы за счет слияния трех лагерей был образован объединенный Нижнеамурский лагерь с числом заключенных 55086 и вольнонаемных — 909.

9 февраля 1940 года был организован отдельный лагерный пункт ОЛП) для строительства моста через Амур, в который входило несколько строительных колон (лагпунктов), а также тоннельные, карьерные и судостроительные колонны в количеств©250человек. A 27.04.40r. была образована контора тоннельных работ, начальником которой был назначен А. Д. Ежков. Любопытно, что начальником работ по Амурскому тоннелю был заключенный Колесников.

Строительству тоннеля придавалось исключительное значение, и уже 18 октября 1940 года была проведена сбойка штолен Восточного и Западного порталов. Штольня длиною 800 метров была пробита. По Нижнеамурскому лагерю вышел приказ, где говорилось о том, что именно этот лагерь «начал широкую практику советского тоннелестроения», а строители были поощрены материально и морально.

Но какой ценой далось исполнение правительственного задания? Вот что написал один из вольнонаемных специалистов, работавших на строительстве тоннеля: « Каждый день мимо лаборатории, где я занимался анализом грунта и вод, проходили заключенные. Вели их в тридцатиградусный мороз в карьер по Добычи каменных плит. Одеты они были в какие-то рванные лохмотья. Среди них были и больные, товарищи вели их под руки. Заключенные нередко умирали в карьере. Оставшиеся в живых их товарищи выкапывали около карьера яму, волокли в нее умерших и закапывали, не ставя ни креста, ни звездочки».

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что заключенным, занятым непосредственно на строительстве тоннеля, полагалось усиленное питание, обеспечение полным комплектом постельного белья и двойной комплект обмундирования, так как это колонна комплектовалось из высококвалифицированных работников, и от состояния их здоровья напрямую зависела своевременность исполнения поставленного задания.

Несмотря на столь успешное начало работ, к концу 1940 года строительство моста и тоннеля начинает постепенно сворачиваться с тем, чтобы полностью прекратиться в апреле 1941 года. В марте 1942 года вышел приказ об окончании работ и консервации тоннеля.

СЕГОДНЯ

Законсервированный некогда тоннель медленно, но верно стал приходить в упадок. На сегодня вход со стороны Амура уже практически засыпан, и от него остались только два небольших лаза, через которые любопытствующие могут проникнуть в тьму тоннеля. Несмотря на не очень комфортные условия и практически полное отсутствие света, народ все-таки приобщается к былому величию страны советов по-своему. До боли знакомые всем подписи типа «Ося и Киса здесь были» украшают мрачные своды практически по всей длине.

Мои спутники по походу в Пиванский тоннель: Владимир Меринов, Евгений Какаров, Юлия Шпиль

Несмотря на заброшенность тоннеля, по словам местных жителей, несколько лет назад один из новоявленных фермеров пытался устроить здесь плантации по выращиванию грибов(микроклимат тоннеля, говорят, способствует этому экзотическому у нас виду фермерства), но что-то у него не получилось.  Вход же в тоннель со стороны Пивани скоро, судя по всему, будет засыпан мусором владельцам близлежащих дач. Надо же куда-то его девать...

Владимир Меринов, краевед-любитель

Но, думается, этому творению рук человеческих можно найти и другое применение. Лично я рассматриваю тоннель как исторический памятник, который можно привести в порядок и в дальнейшем возить сюда экскурсии. Тем более, что в Комсомольске-на-Амуре не так и много исторических реликвий, и большинство из них связаны с тридцатыми-сороковыми годами прошлого столетия. Этими крупицами нужно дорожить, примерно так, как это сделали в одной из прибалтийских республик, где в музей превращена НКВДэшная тюрьма. А в Берлине недавно в подобном заведении стали давать спектакли, на которых зрители могут хотя бы представить то, что происходило во времена правления Сталина. Сегодня железнодорожный тоннель находится в заброшенном состоянии, несмотря на это, он производит впечатление. Трудно представить, но большинство работ по его возведению проводилось вручную. В целях ускорения процесса тоннель пробивался в два этажа (высота каждого около метра), а затем образовавшаяся перемычка с помощью взрывчатки рушилась, а обломки скалы также вручную вывозились на вагонетках.

Как показывает история человечества, если забыть какой-то ее фрагмент, то он потом повторяется в еще большем масштабе. Если мы не хотим через несколько лет возводить своими руками очередные стройки никогда не наступающего «счастливого завтра», то нам просто необходимо сделать из пиванского тоннеля настоящий памятник безвестным строителям, погибшим при его строительстве.

Александр АЛЬДИЕВ

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала М.А. КУЗЬМИНУ

В качестве бонуса несколько фотографий с Пиванской сопки. Вот такие чудеса здесь водятся.

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий