Как пишут историографы автомобилестроения, первому автомобилю в качестве топлива было достаточно керосина из ближайшей аптеки. Впрочем, в те далёкие годы вряд ли кого волновало качество топливо и его «удобоваримость» для «самобеглых колясок». Всё течёт и всё меняется. Керосин сегодня стал уделом жителей дальних посёлков, а в осколках цивилизации, носящих гордое имя «город», появились специальные автозаправочные станции. Чтобы узнать, что же заливают в баки наших автомобилей, было решено провести ЭКСПЕРИМЕНТ, где в роли испытуемых оказались высокооктановые бензины.
Лирическое отступление
Сразу, предупреждаем, что в нашем небольшом редакционном коллективе нет своих специалистов-химиков, и поэтому, мы пошли «своим путём». Перелопаченная литература помогла определиться с методикой проведения эксперимента. Было решено провести контрольные закупки на хаотично выбранных АЗС Комсомольска-на-Амуре. Приобретённый бензин исследовать в лаборатории на соответствие указанного октанового числа реальному, а также на наличие тетраэтипсвинца (данное соединение используется для повышения октанового числа топлива). Поиски лаборатории были недолгими, и поэтому за помощью мы обратились на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод. При любезном содействии Елены Анатольевны Щербаковой, пресс-секретаря ОАО «КНПЗ-Роснефть», Леонид Петрович Развозжаев, технический директор завода пошёл нам на встречу, и добро на проведение лабораторных исследований было получено.
Подготовка
Только лабораторными исследованиями мы решили не ограничиваться, и, для наглядности, решили сравнить контрольные образцы «в деле», т.е. испытать на конкретном автомобиле по одному и тому же маршруту. В паспорте каждого автомобиля указывается расход топлива, и в ходе нашего сравнительного испытания было решено исследовать, какое расстояние пройдёт один и тот же автомобиль на топливе, приобретённом на разных АЗС.
Чтобы ИСКЛЮЧИТЬ какое-либо «подсуживание», на роль «рефери» мы пригласили Сергея Викторовича Павличенко, главного инженера компании «Авто-Центр» (Кирова, 40). Несмотря на молодость, Сергей успел окончить Уссурийское автомобильное высшее военное командное училище, отслужил в рядах Вооруженных сил и имеет 10-летний водительский опыт работы с автомобильной техникой.
В роли тест-пилота выступил наш редакционный водитель Вячеслав Григорьевич Колупаев, майор запаса, окончивший Московское высшее общевойсковое училище имени Верховного Совета РСФСР по военной специальности «инженер по эксплуатации автобронетанковой техники». Именно о Вячеславе Григорьевиче, без всякой ложной скромности можно написать: «за рулём с младых ногтей».
В роли подопытного автомобиля оказалась «Тойота-Спринтер», 1989 года рождения с двигателем 5A-FE объёмом 1,5 литра, оборудованная системой электронного впрыска, гидромуфтой. Автомобиль не новый, как и большинство машин нашего Дальневосточного региона, но в технически исправном состоянии. Для того, чтобы в ходе испытательных заездов получить реальные данные, на станции технического обслуживания «Автосервис», расположенной по улице Хасановской,15, заменили масло и масляный фильтр. Эти, нужные каждому автомобилю «приятности» были предоставлены ЧП «Восток» (м-н «Автолюбитель»). После того, как автомобиль был подготовлен, «экспериментальная комиссия» отправилась совершать контрольные покупки. Ближайшей оказалась АЗС «Октан-Восток» на бывшей базе «Сельхозтехники», находящаяся по Тракторному переулку, 13. Здесь нас ожидал первый сюрприз. Мы уже было собрались залить в одну из заранее приготовленных пластмассовых канистр пять литров 93-его, как оператор отказалась нам его продавать. Несмотря на уговоры и рассказы о грандиозности предстоящего мероприятия, «королева бензоколонки» была непреклонна. Нам ничего не оставалось делать, как искать металлическую канистру. Вскоре канистру взяли взаймы, но в качестве залога пришлось оставить 200 (двести) рублей. После всех пережитых волнений (как впоследствии оказалось не последних), желанные пять литров всё-таки были приобретены и перелиты в пластиковую канистру с первым номером. Следующими подопытными стали две АЗС, расположенные на улице Орловской. Друг против друга стоят заправки «КНПЗ-РОСНЕФТЬ» и «НЕФТЕПРОДУКТ-ПОСТАВКА». Тут нас ожидала ещё одна неожиданность. Планировалось, что нашими подопытными будут бензины только с октановым числом 93, но на заправках-соседках его не оказалось. После недолгого совещания было решено брать 95-ый. В канистру со вторым номером попал продукт комсомольских нефтяников, а в третью «Нефтепродуктпоставки».
За четвёртым образцом мы поехали наАЗС-25, расположённую на Северном шоссе. Как и на двух предыдущих, в наличии оказался 95-ый. Утешая себя поговорками «про первый блин», фотографируем все четыре канистры. Мы не ставили перед собой задачи проверить действительное количество наливаемого топлива, но на фотографии заметна разница. Кроме того, сразу стало видно цветовое отличие первого образца от остальных трёх. Более тёмный цвет виден невооружённым взглядом. Самое замечательное, что на этом подготовительный период не закончился. Конструктивной особенностью нашего автомобиля является наличие встроенного в бензобак насоса. Данное обстоятельство в немалой степени повлияло на проведение контрольных заездов. Если первоначально планировалось дооборудование топливного бака системой прямой подачи топлива в коллектор, то, из-за встроенного насоса, от этого пришлось отказаться. Контрольную «дозу» бензина было решено «дожигать» в ходе движения до полной остановки автомобиля. Так что на маршрут испытаний пришлось выходить с остатками топлива и выкатывать.
Заезды
После предварительного совещания был выбран маршрут протяжённостью, в 25 километров, пролегающий по городским улицам, с включением скоростных участков. Если взять за точку отсчёта пересечение улиц Ленина и Кирова, то дальше трасса пролегла по Северному шоссе—Лазо—Водонасосная—Машинная—Су санина-Культурная—Ленинградская-Комшоссе—Гаражная—Партизанская—Кирова—Дзержинского—Орловская—Ленина. По нашему мнению, на этом маршруте есть возможность испытать автомобиль в городском цикле и даже немного ускориться на скоростных участках. Всё, впрочем, в рамках правил у в соответствии с дорожными указателями. «Выезжаем» оставшийся с прошлой заправки бензин по указанному маршруту. Топливо закончилось на улице Лазо. Заливаем в бак 1,5 литра 93-го от «Октан-Востока» (на больший объём ушло бы слишком много времени, , а с меньшим количеством «Обнуляем» счётчик и начинаем первый заезд.
Ничего грандиозного на дороге не происходит, и участники испытаний начинают гадать: на сколько же хватит бензина. Впрочем, после того как машина выехала на улицу Ленина, начинаются «нервные подёргивания». Верный признак того, что скоро топливо закончится. Что вскоре, у магазина «Бирюза» и происходит. Фотографируем счётчик и видим 17 километров 700 метров. Заливаем 95-ый от КНПЗ и пытаемся завести машину. Не полу чается, так как стоим в ложбинке. Выкатываем вручную нашего «японца» на ровное место, где он благополучно заводится. Бензина «сделанного в Комсомольске» хватает ровно на 20 километров. Повторяется«наливочная церемония», и в баке оказалось топливо от «Нефтепродуктпоставки». Результат ещё лучше- 21 километр. Впрочем, в этот раз меньше стоили на светофорах, и по предварительному мнению «эксперементаторов», какой бензин показал себя лучше: КНПЗ или «Нефтепродуктпоставки» сказать сложно. Тем временем заливаем четвёртый образец, 95-ый, приобретённый на АЗС-25. К общему удивлению его хватило только на 17 километров 300 метров.
Таблица расхода топлива
Номер образца |
Показания спидометра, км |
Расход литров/100 км |
1 |
17,7 |
8,47 |
2 |
20,0 |
7,50 |
2 |
21,0 |
7,14 |
4 |
17,3 |
8,67 |
Раздаются различные предположения, но последнюю точку в наших раздумьях должны поставить специалисты лаборатории нефтезавода. Заливаем в бак «нормального» (не «эксперементального») бензина и едем в лабораторию. Чтобы исключить субъективный фактор, канистры сдаются Татьяне Алексе евне Хурчаковой, исполняющей обязанности начальника 5-го цеха, только пронумерованные и без указания места приобретения.
Через несколько дней приезжаем за результатами исследований и они оказались ещё одним сюрпризом. Для наглядности результаты контрольных заездов и лабораторных ис-следований сведены в таблицы.
Результаты лабораторных исследований
Показатель/ Номер пробы |
Марка бензина |
Октановое число по моторному методу |
Октановое число по исследовательскому методу |
Массовая концентрация свинца, г/ дм3 |
Плотность при 20 градусах С Кг/м3 |
1 |
93 |
88,6 |
95,0 |
0,700 |
752 |
2 |
95 |
84,3 |
94,1 |
0,013 |
778 |
3 |
95 |
84,5 |
94,0 |
0,012 |
765 |
4 |
95 |
84,3 |
93,8 |
0,012 |
765 |
Примечание
Во всех образцах, в большей или меньшей степени обнаружен свинец, даже в неэтилированном бензине КНПЗ: У этого явления есть объяснение, в виде той самой железной канистры, через которую проходили все образцы, прежде чем. попасть в «контрольную» ёмкость. Впречем, и тут есть исключение. Когда мы получали результаты в заводской лаборатории, Татьяна Алексеевна Хурчакова особенно поинтересовалась, откуда был взят первый образец: Согласно ГОСТу, содержание свинца в бензине не должно превышать 0,0013 грамм на дециметр. В первом образце этот показатель достиг 0,7. Так что удивляться тому, что октановое число этого образца оказалось 95 вместо 93, не стоит.
Итоги
Нам кажется, в результате проведённого исследования можно сделать следующий вывод. Неэтилированный высокооктановый бензин (т.е. не содержащий тетраэтилсвинец), выгоден не только для вашего кошелька, благодаря меньшему расходу топлива, но наносит меньший ущерб окружающей .среде и, как следствие, нашему здоровью.
Редакция «Автомобильного еженедельника» выражает большую признательность ОАО «КНПЗ-РОСНЕФТЬ», компании «Автоцентр» (Кирова, 40, Вокзальная 34-6, Хасановская, 15), ЧП «Восток» (м-н "Автолюбитель») за оказанную помощь в проведении ЭКСПЕРИМЕНТА.
Александр Альдиев
20.06.2001