Последнее интервью с Геннадием Хлебниковым
Ясный морозный день 23 декабря 2005 года. Сегодня – 90 лет знаменитому дальневосточному писателю, Почетному гражданину Комсомольска-на-Амуре Геннадию Николаевичу Хлебникову. По свежевыпавшему снегу многочисленные тропинки стремятся к дому на берегу Амура, расположенному неподалеку от места пристани легендарного теплохода «Колумб» – к дому любимого писателя. Сограждане с цветами, творческими подарками торопятся к почтенному юбиляру.
Городское литературное объединив связывают с писателем Хлебниковым Г.Н. очень давние творческие отношения, и в юбилей Геннадия Николаевича поэты-комсомольчане дарят ему авторский сборник со стихами-посвящениями, полными слов признательности и любви.
Я не знакома с писателем лично, но зная, что он в числе первых приехал в Комсомольск из легендарного Санкт-Петербурга, в те годы Ленинграда, я осмеливаюсь подарить ему миниатюрную репродукцию из своей коллекции с видом его родного далекого города начала двадцатого века... В ответ – добрый теплый взгляд.
...Церемония чествования завершилась. Многочисленные гости разошлись. И вдруг я вспоминаю недавно виденный мною в клубе концептуального кинотеатра КнАМ уникальный фильм «Комсомольск», созданный документалистами из Канады уже в нынешнем веке. В этом фильме интересного много. Но особенно меня тронуло интервью Геннадия Николаевича Хлебникова, его мудрые размышления о судьбе города, о прошлом, настоящем и будущем его строителей. Звоню режиссеру КнАМа Татьяне Фроловой, убеждаюсь, что фильм «Комсомольск» Г.Н.Хлебников не видел. Татьяна соглашается, что кино Геннадию Николаевичу наверняка будет интересно и... предлагает мне передать ему этот подарок (кажется, у них в этот вечер был спектакль...). Получив кассету с видео-фильмом снова иду к писателю. На город опускаются торопливые зимние сумерки. Амур, правобережные сопки – в легких отблесках заката…
Дверь открывает Наташа, внучка писателя. Следом выходит Геннадий Николаевич. Хотела тут же, в коридоре, передать подарок театра КнАМ (точнее – канадских кинодокументалистов Томаса Лехусена, Александра Гёрштейна и ТрэйхиМагдональдса). Но Геннадий Николаевич, приветливо улыбаясь, провел меня в рабочий кабинет. В комнате, в кресле сидит пожилой мужчина. Судя по непринужденной позе – близкий человек писателя. Вручаю Геннадию Николаевичу видео-фильм «Комсомольск», передаю поздравления кнамовцев. Геннадий Николаевич улыбается, говорит, что вечером будет смотреть этот фильм вместе с родными. Полагая миссию выполненной, начала прощаться. Геннадий Николаевич гостеприимно стал приглашать разделить с ним и его другом трапезу. Было невозможно отказаться от хотя бы нескольких минут общения с писателем. Да и журналистское начало настойчиво требовало удовлетворения. Позволила усадить себя в кресло возле журнального столика.
Геннадий Николаевич протягивает мне изящную хрустальную рюмку с коньяком, предлагает коробку с шоколадными конфетами. Разговор возобновляется. Через несколько минут осмеливаюсь достать из сумочки диктофон и спрашиваю разрешения Геннадия Николаевича задать ему несколько вопросов. Он сготовностью соглашается.
- Геннадий Николаевич, Вы сейчас вспоминаете, как начинали писать. Кто Ваш первый герой?
- Да, впервые я написал – о каменщике. Сегодня разговаривали. Забыл фамилию... - Геннадий Николаевич мягко смеется.
- Комсомольчанин каменщик?
- Да. - А потом вспомнил, - Николай Петрович Щеглов. Его именем улица названа. Он, по-моему, был Героем Социалистического труда?
- Нет, Щеглов был простой каменщик...
- Геннадий Николаевич, рассказ о каменщике Щеглове попал в юбилейный сборник?
- Нет…
- Это Ваш самый первый рассказ, который Вы написали?
- Да, самый первый... - Задумчиво произнес Геннадий Николаевич.
- И в каком году это было?
- В тысяча девятьсот пятьдесят седьмом…
- А почему Вы именно о Щеглове захотели написать?
- А тогда заказывали просто – напиши вот об этом. «Ты его знаешь? - Знаю. - Напиши! - Сколько надо? - Полосу». Это двадцать три, двадцать пять страниц... Я с трудом написал это. Ну вот, это была, значит, первая попытка… Потом осмелел, обнаглел и начал писать «В долине Желтуги». А я ее как начал писать?
Геннадий Николаевич кашлянул в кулак, расположился поудобнее в кресле. Чувствовалось, что ему приятны эти воспоминания:
- Один писатель... Я забыл, на букву «К» фамилия начиналась… Приехал и говорит: «Вот у меня тут завалялись материалы интересные»... Страниц, наверное, шесть-семь. Они у меня и сейчас где-то лежат.
Геннадий Николаевич глянул в сторону стеллажей с книгами и бумагами и продолжил:
- Там рассказано о Желтугинской республике: сколько там чего стоит, как там и чего там – коммерческий такой обзор. Некоторые имена названы. Во-о-т. Сказано, что там женщин нету, не разрешалось... Что там двадцать с лишним тысяч человек – три четверти китайцев, русские, американцы, англичане, французы даже. Потому что, Желтуга. И сейчас золото там гребут.
- Это какой-то поселок? Место так называется? – (демонстрирую свою некомпетентность).
- Так назвалась река - Желтуга... Поэтому – Желтугинская республика.
- Здесь, на Дальнем Востоке?..
- Да – на китайской стороне, не на нашей. И русские туда пошли.. . А тогда китайцам было не до границ. Когда припекло – они, значит, разгромили эту республику, китайцев почти всех перебили, русских и других иностранцев выгнали, ни одного не оставили...
- Это когда все происходило?
- Восемьдесят третий, восемьдесят четвертый, восемьдесят пятый год – в позапрошлом, девятнадцатом веке. .. У них, в республике этой даже президент был Карл Иоганн Фарше – немец, студент Петербургского университета. Когда его стали по политическим убеждениям прижимать в университете, он начал бежать, бежать по России, и добежал до китайской территории.
Геннадий Николаевич улыбается и продолжает:
- А золото так нашли. Один тунгус, охотник, – там и нанайцы были, – на китайской стороне по речке шел, охотился. Собирался перебраться на эту сторону Амура к купцу Середкину, чтобы обменять меха на деньги там, на продовольствие... И у него, этого охотника, подохла собака. Он ее не хотел бросить – любил собаку, и стал копать, чтобы захоронить. И выкопал во-о-т такой самородок – в два кулака.
Геннадий Николаевич показывает руками внушительные размеры находки.
- Но тунгус не понимал, что это такое. Поскоблил находку – она засветилась. Положил в торбу: «Пойду ребятишкам Середкина отдам. Пусть играют…».
Принес купцу. Середкин-то знает… да молчит. Посмотрел – золото, чистое... Самородок!..
Геннадий Николаевич рассказывает выразительно. Сижу, слушаю, – словно Сказы Бажова:
- ... Купец заплатил охотнику лучше, чем обычно, – тот не понял, за что. Ну, мол, объясняет купец – подорожало все, и меха... Муки дал, то да се, и даже лодку, – и отправил. Обрадовался охотник...
А тут ссыльный к купцу пришел, Лебедкин. «Середкин – Лебедкин...», - Геннадий Николаевич с улыбкой играет языковым созвучием фамилий... И продолжает:
- ... Инженер-механик. Смотри, говорит ему купец, – нашел золото на Желтуге. Давай, еще сообразим разработку. Тот отвечает – давай. Набрали артель, начали разрабатывать – сразу обогатились. Золота – ужас сколько! Ну, а потом, конечно, узнали и другие: И поперли туда старатели...
- Клондайк получился дальневосточный.. ..
Геннадий Николаевич кивает:
- Золотоискателей много собралось, а порядка-то, никакого нет. Вот и образовали сообщество, республикой объявили, выбрали президента, полицию, на лошадях ездили, строго за порядком следили.
Вот про это я написал первую книгу «В долине Желтуги». Напечатали ёе в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году. Писатель замолчал.
Благодарю Геннадия Николаевича за великолепный рассказ. Прощаюсь с писателем. Он подходит К книжному шкафу, достает небольшой сборник и дарит мне стихи своего сына Бориса Геннадьевича Хлебникова…
...Через год Комсомольск-на-Амуре провожал писателя Геннадия Николаевича Хлебникова в последний путь.
В 2005 году литературное объединение получило статус Комсомольской-на-Амуре общественной писательской организации, которая влилась в Союз Российских писателей. А в 2007 году ей было присвоено имя Г.Н.Хлебникова.
Наталия Шипулина, член Союза журналистов России,
2005г.
На фото Геннадий Николаевич Хлебников вдень 90-летнего юбилея и Наталия Васильевна Шипулина