Совсем недавно в Хабаровском крае побывал очередной московский антерпризный спектакль «Мастер и Маргарита» с Авиловым в главной роли. Не успели москвичи добраться до Хабаровска, как с ними стали происходить самые невероятные вещи. А история с отечественной экранизацией того же произведения Михаила Булгакова? Мало того, что на съёмках фильма происходили «нехорошие дела», так и уже готовый фильм до сих пор не дошел до зрителя и призраком «бродит по Европе».
Есть, есть мистика в некоторых сюжетах. Совсем недавно стало известно, что свою долю отхватил и театр Кнам. После ряда происшествий кнамовцы сняли из своего репертуара спектакль «Трупой жив». прояснить картину произошедшего мы попытались с помощью Татьяны Фроловой, режиссера театра.
-Татьяна, так что же произошло со спектаклем «Трупой жив»?
- Когда мы начинаем работу над новым спектаклем, то не ставим себе задачи разбудить людей и дать им что-то новое. каждой работой мы прежде всего пытаемся разбить шоры собственного сознания. «Трупой» был инструментом, с помощью которого мы попытались сделать то же самое с таким понятием, как смерть. Готовясь к постановке, я посещала в морг и пыталась примириться с тем, что наше тело - всего лишь оболочка, и оно когда-то умрёт. Для визуального оформления фотографировали умерших людей в морге. Спектакль увидели зрители, и это был очень сильный по эмоциональному посылу спектакль, говорящий, как ни странно, о жизни. Но в нашем коллективе стали происходить какие-то непонятные события, многие из нас потеряли своих близких, а меня перед последним спектаклем увезли в реанимацию. Мы на себе ощутили существование другого мира, хотя знающие люди, работающие в области разных религий, сказали, что зря связываем эти события: «Слишком вы маленькие, чтобы на вас обратили за это внимание». Но этот потусторонний мир существует, и нельзя было поступать так, как мы: этот поступок с фотографиями был некорректен. Вот если бы люди дали свое согласие на то, чтобы мы использовали их фотографии после смерти…
У Шекспира есть пьеса «Макбет». Так вот когда какой-то режиссер решается ее ставить, то сразу начинают умирать люди из его ближайшего окружения. Как оказалось, «Трупой» - пьеса того же порядка.
- Татьяна, а как бы ты прокомментировала все происходящее с «Мастером и Маргаритой».
- Часто за экранизацию или постановки этой вещи люди берутся только из корыстных побуждений, абсолютно не будучи готовыми к этому духовно. Все, что следует потом, это расплата. Есть такие произведения, касаясь которых, начинаешь очищаться, и если ты к этому не готов, тебя начинает колбасить. Пройдя через эти трудности, начинаешь многое понимать. У меня так было с Гоголем, Кафкой.
- Мы говорим о мистических вещах, связанных с театром. Не с этим ли связан бытовавший когда-то на Руси обычай не хоронить комедиантов на общем кладбище? Бытовало мнение, что профессия актера противна богу, так как в процессе игры человек переставал быть самим собой и превращался в своего героя.
- Видимо, это происходило от непонимания, и если следовать этой логике, то также нельзя было хоронить на общем кладбище развратников, которые точно так же играют, например, говоря своему супругу «люблю», а спустя несколько часов то же самое -любовнику или любовнице. Любому человеку невыносимо скучно без момента игры, и не зря шекспир сказал, что «весь мир театр и люди в нем актеры». Только ортодоксальная церковь преследовала актеров. В буддизме и мусульманстве актеров не считали париями
- Совсем недавно стало известно, что Кнам начал репетиции нового спектакля по Достоевскому. Почему именно он?
- Достоевского я обожаю с детства. Он понимал, что такое человек, и его творчество - замечательный повод для продолжения наших экспериментов. В новой постановке будет текст Достоевского, много наших размышлений и не будет знакомых всем героев. Это будет кнамовский спектакль по достоевскому.
-Когда зритель сможет его увидеть?
- Вероятнее всего, в ноябре.
Александр Альдиев