Правительством Российской Федерации в Государственную Думу передан проект федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В администрации Комсомольска-на-Амуре, а затем и в правительстве Хабаровского края состоялись совещания, посвященные этой проблеме.
Прокомментировать ситуацию мы попросили Владимира Георгиевича Чеснокова, начальника отдела экономики администрации Комсомольска-на-Амуре.
- Владимир Георгиевич, о свободных экономических зонах (СЭЗ) в России говорят достаточно давно. Но реальных успехов на ниве создания СЭЗ пока не видно. Каким образом Комсомольск может принять участие в этом деле, и что получит от этого?
- Прежде, чем говорить о том, что может получить Комсомольск-на-Амуре от создания свободной экономической зоны, нужно представлять, что реально происходит. Проект федерального закона «о свободных экономических зонах» был инициирован министерством экономического развития российского правительства. Между министерством финансов и ведомством Германа Грефа долго шли согласования, так как по этому вопросу оба министерства занимали разные позиции.
Герман Греф публично говорил о том, что создание особых экономических зон, по опыту США, Индии и Китая, привело к росту экономики в целом. Так как в них аккумулировались значительные финансовые ресурсы, и появлялись новые продукты, конкурентоспособные не только на внутренних, но и на внешних рынках, тянущие за собой вперед всю экономику. Перед россией сейчас стоит схожая задача, и на недавно состоявшейся правительственной комиссии по конкурентоспособности премьер Фрадков в очередной раз ее озвучил.
Традиционно наша страна поставляет не внешний рынок системы вооружений и сырье. В этой ситуации основой экономики страны являются именно добывающие предприятия, поставляющие на внешний рынок нефть и газ. а тем временем выбывают основные фонды промышленности, а инвестиций, необходимых на обновление производства и создание новых, а главное, конкурентоспособных продуктов, не хватает. В условиях рыночной экономики государство должно создать условия для привлечения инвестиций, чтобы предприятия могли реализовывать свои производственные проекты. Исходя из всего этого, и было принято решение о создании свободных экономических зон.
В России были свободные экономические зоны с особым режимом ведения предпринимательской деятельности. На примере ингушетии, Находки мы получили если не отрицательный опыт, то, образно говоря, минимально положительный - было очень много негативных моментов. Памятуя о чем министерство финансов очень осторожно подошло к подготовке нового законопроекта «об особых экономических зонах». Создание закона шло очень непросто, и его реализация должна принести пользу и выгоду всем: предприятиям, инвесторам и государству. Проект закона внесен на рассмотрение в государственную Думу. Заинтересованность со стороны государства в принятии его есть, и судить об этом можно по словам, сказанным президентом во время поездки в Новосибирский академгородок, где он говорил о необходимости создания технопарков, инновационных зон для развития российских технологий. В стране есть научный и интеллектуальный потенциал, и отдачу от его реализации должна получать Россия, а не зарубежные страны, куда сегодня довольно часто уезжает высококвалифицированные специалисты.
На современном этапе определены пять особых экономических зон, нужно приложить все усилия для того, чтобы Дальний Восток, и конкретно Комсомольск-на-Амуре, смогли создать особую экономическую зону.
- Но Комсомольск-на-Амуре уже пытался получить статус «наукограда» - в чем причина неудачи?
- Дело в том, что по ряду параметров город подходит для получения этого статуса, а по другим нет. Проект закона «Об особых экономических зонах» дает в этом плане Комсомольску-на-Амуре больше шансов, так как по нему предусматривается создание особых зон двух типов: промышленно-производственного и технико-внедренческого. Технико-внедренческие зоны можно отнести больше к научной направленности, так как в их рамках должны разрабатываться новые продукты, опытные образцы, технологии, проводиться сертификация. Только затем готовый продукт должен передаваться в промышленность для массового внедрения.
Промышленно-производственные зоны изначально должны выпускать продукцию, востребованную рынком и обладающую более высокой конкурентной способностью по сравнению с уже существующими. Кроме того, законодатели ввели территориальное ограничение для создаваемых зон: промышленно-производственные создаются на территории общей площадью не более 10 квадратных километров, технико-внедренческие - на территории не более двух квадратных километров. Не надо думать, что это слишком маленькие площади, так как и на такой территории можно получить хорошую отдачу, пример – структуры, создающее программы для компьютеров. Кроме того, в проекте закона есть ограничение, согласно которому особые экономические зоны не могут находиться на территории нескольких субъектов федерации. Еще одно немаловажное обстоятельство заключается в том, что создаются зоны постановлением российского правительства, но по инициативе субъекта федерации.
Рассмотрев проект закона, мы стали «примерять» его положения на Комсомольск-на-Амуре. Экономика города, по большому счету, моноструктурна и ориентирована прежде всего на машиностроение, которое развивается циклично и неравномерно. Это особенно хорошо видно на примере ОАО «КнААПО», также имеющего цикличную загрузку. В этих условиях особенно важно привлечение инвестиций на обновление производства. По-хорошему, для увеличения объемов производства, инвестиции в него должны более интенсивными темпами. именно в этом случае будет обеспечен бурный рост производства, обновляться основные фонды и появляться новые конкурентоспособные продукты. Это касается всех отраслей городской промышленности, и особенно КнААПО. Реализация проекта российского регионального самолета (RRJ) потребует от комсомольских авиастроителей серьезных вложений сил и средств, так как работа строится на новых для нас принципах, с использованием самых современных технологий.
- Скажите, как отреагировала администрация Комсомольска на законопроект?
- Нами было проведено совещание с руководителями предприятий на предмет того, чтобы инициировать создание свободной экономической зоны в Комсомольске-на-Амуре. Чтобы «поезд не ушел без нас», нужно уже сейчас заявиться и начинать конкретную работу. По условиям, площадка под будущую экономическую зону должна быть обеспечена коммуникациями, в том числе и энергетическими. Неплохо, если бы уже были какие-то здания и сооружения с тем, чтобы не начинать с пустого места.
Мы готовим документы на промышленно-производственную зону. Почему мы приняли такое решение? Потому как в городе наука представлена в основном вузами, а академической и прикладной не так много, как хотелось бы. В правительство Хабаровского края нами было отправлено письмо, где мы заявили о желании создать особую экономическую зону с предложением трех вариантов размещения. Первый - на территории бывшего «Амурского машиностроительного завода» (подстанции и сети, несмотря на полный демонтаж строений, рядом). второй вариант - это территория завода «Парус», где есть все коммуникации и даже кое-какие строения. Третий вариант предусматривает размещение зоны на территории завода «Пищевик». Каждая из этих площадок не превышает двух квадратных километров.
С площадками мы определились, но возникает вопрос: «А что там делать?» Владимир Петрович Михалев провел совещание с руководителями основных предприятий и призвал проанализировать уже существующие бизнес-планы, эффективные «прорывные» проекты по созданию новых производств применительно уже к территории особой экономической зоны. Глава города призвал подготовить эти проекты для представления в правительство Хабаровского края в качестве подкрепления к заявке. Сейчас мы ждем реакции на это предложение.
Комсомольск-на-Амуре является крупнейшим промышленным центром в масштабах не только Хабаровского края, но и всего Дальнего Востока. есть кадры, хорошо развита система образования и есть возможность создать свободную экономическую зону именно в нашем городе. Для нормальной жизни Комсомольска нужны все отрасли хозяйства, но особенно важным нам кажется именно развитие промышленности.
- Мне довольно часто приходится общаться с руководителями промышленных предприятий, и в этих беседах нередко звучала фраза о том, что высокие цены на энергоносители существенно тормозят развитие их предприятий. Как это обстоятельство может сказаться на особой экономической зоне в Комсомольске?
- К сожалению, это не единственное слабое место в экономке города. Кроме высоких энерготарифов, мешает и дороговизна транспортных перевозок. Только из-за транспортного «плеча» длинной почти в семь тысяч километров до основных рынков в западной части страны мы существенно проигрываем аналогичным предприятиям. Поэтому мы вынуждены искать потребителей нашей продукции рядом. Китайцы нас уже «нашли», теперь нам предстоит проделать большую работу, чтобы со своим уникальным продуктом «найти» китайцев.
Китай в большинстве сфер самодостаточен, и поэтому наш продукт должен быть уникальным, чтобы его заинтересовать. Если посмотреть на структуру российского экспорта в Китай за последние годы, то можно увидеть, что в основном это продукты (то же вооружение), созданные еще в Советском Союзе. В нашей ситуации особенно важным должно стать создание именно высокоинтеллектуального продукта, в котором очень большая инновационная составляющая поможет преодолеть все наши отрицательные стороны в виде высоких тарифов. Образно говоря, килограмм самолета стоит значительно дороже килограмма нефти - разница на несколько порядков.
- Многие руководители предприятий жалуются на недостаточно высокий уровень подготовки выпускников вузов: «Нужно проводить их дополнительное обучение для того, чтобы люди начали нормально работать». Сколько раз в Комсомольске-на-Амуре звучал вопрос о нехватки квалифицированных руководителей, рабочих и инженеров на уже действующих предприятиях, сказать сложно. Как в такой ситуации можно говорить о создании особой экономической зоны, на предприятиях которой, вполне может оказаться, и работать-то некому будет?
- Вопрос, конечно, интересный, но по большому счету он не так остро стоит, как кажется. Образование как таковое дает только базис для дальнейшего совершенствования. Многие привыкли получать уже готовых специалистов, особенно ярко это проявилось в 90-е годы. Тогда промышленные предприятия испытывали сложности, и можно было не затратив ни копейки, получить готового специалиста. Сейчас этого нет, и поэтому, как и раньше, специалист должен готовиться уже на производстве. Тут проявляется некоторое потребительское отношение руководителей.
Беда в том, что сейчас случился разрыв в преемственности поколений. Старые кадры с опытом работы уходят, не передав его своим молодым коллегам. Но и эта проблема преодолима. Если на производстве от тебя требуется решение новых и нестандартных задач, они решаются, когда к этому прилагаются силы. Нет проблем, нечего решать- вот тогда и наступает застой. Очень многое зависит от самих руководителей, которые должны создавать условия для профессионального роста работников у себя на предприятиях. Сюда должны входить и нормальная оплата труда, чтобы у человека возникала мотивация на решение сложной проблемы. Главный вопрос в том, чтобы выпускник вуза, придя на производство, оказался востребованным со своими знаниями сразу, а не через несколько лет. Будут заказы - будет оплата труда и, следовательно, вырастет квалификация работников.
- Есть такое мнение, что получению Комсомольском-на-Амуре статуса «наукограда» помешало распределение налогов. В этом случае Хабаровский край лишился бы значительных поступлений. Как этот вопрос решен в законе «Об особых экономических зонах»?
- По большому счету, сейчас законопроект «Об особых экономических зонах» является только намерением создать нормальные условия для развития бизнеса. На этом этапе распределение налогов от деятельности особых экономических зон никак не определено. Много неясностей в этом вопросе, но если подумать, то для чего зоны создаются на новом месте? Чтобы создавались новые предприятия, а уже действующие остаются на старом месте и продолжают работать в прежнем режиме.
«Наукоград» должен был развиваться на базе действующих предприятий, и бюджет Хабаровского края действительно мог бы потерять значительные поступления. Но не в этом заключена главная проблема. Дело в том, что в стране должна быть стабильность, и законы не должны меняться «каждые полгода». Будет стабильность, благоприятный инвестиционный климат - тогда и промышленность будет работать значительно эффективней.
- Спасибо за интервью.
Подготовил Александр Альдиев
Материал был опубликован в газете "Комсомольск. Свежий номер" в 2005 году