Доклады и протоколы заседание совета председателей органов общественного самоуправления при Центральном округе администрации Комсомольска-на-Амуре 5 января 2017 года
Доклад Алексея Силакова " О внесении изменений и (или) дополнений в «Правила благоустройства территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» утверждённых решением Комсомольской-на-Амуре городской Думой от 17 июля 2013 г. № 69"
В соответствии с ч.7. ст.5. ЖК РФ - органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Подпункт и) п.11.1. постановления Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. № 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды" обязывал органы местного самоуправления определить «порядок разработки, обсуждения с заинтересованными лицами и утверждения дизайн-проекта благоустройства дворовой территории». На основании вышеупомянутых норм закона, в целях приведения муниципального правового акта в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации Комсомольская-на-Амуре городская Дума, своим Решением от 11 октября 2017 г. № 107 внесла соответствующие дополнения в «Правила благоустройства территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» утверждённых решением Комсомольской-на-Амуре городской Думой от 17 июля 2013 г. № 69:
- пункт 1.4. был дополнен п.п.29 термином «заинтересованные лица», и раскрывается понятие данного термина;
- включён раздел 9 «Порядок и механизмы общественного участия в процессе благоустройства».
Дополнения в «Правила благоустройства территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» на 3 л. в 1 экз. прилагаются.
Проанализировав вышеуказанные дополнения, я пришёл к выводу, что они массово нарушают установленные жилищным законодательством права и интересы предусмотренных ЖК РФ участников жилищных отношений, а именно Советов МКД, их участие в соответствии с данными дополнениями не предусмотрено.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, в отношении которого планируется проведения работ по благоустройству дворовой территории, в силу п.4 ч.1. ст.36 ЖК РФ и п.п.е) п.2. постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» относится к общему имуществу и находится в ведении Жилищного законодательства. Из этого следует, что городская Дума, при приведении муниципального правового акта в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, должна была руководствоваться нормами жилищного законодательства, в том числе: ч.8. ст.20 ЖК РФ и утверждённым на основании пункта 17.1) ст.12. ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля», которыми при осуществлении жилищных прав в отношении всех собственников помещений многоквартирного дома предусматривается участие советов многоквартирных домов.
Члены Советов МКД - это по общему правилу те люди, которые были избраны в установленном законом порядке собственниками помещений для представления их интересов по всем предусмотренным жилищным законодательством вопросам, и которым они полностью доверяют.
Также хочу отметить, что в силу ч.2. ст.161.1. ЖК РФ, на орган местного самоуправления, с четвёртого квартала 2012 года была возложена обязанность по организации общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в которых собственники помещений не создали советы многоквартирных домов, с включением в повестку дня вопрос об избрании в данных домах советы многоквартирных домов. И как мы с вами постоянно слышим от органов местного самоуправления, что в данном направлении проводится большая работа, что практически во всех многоквартирных домах нашего города созданы результативные Советы МКД, и о том, как они тесно с ними взаимодействуют. На практике мы с вами можем наблюдать картину противоположную. Как я всегда говорил: «Живём мы не по сказанному, а по написанному». А это все наши с вами нормативные и правовые акты органов местного самоуправления, именно они задают концепцию развития демократических принципов на местном уровне, в том числе и установленных жилищным законодательством. Как сказал В.В. Путин: «Демократия – это политика, основанная на воли народа». Тем, что городская Дума своим решением не обеспечила участие Советов МКД говорит лишь о том, что орган местного самоуправления или до сих пор не выполнил требования ч.2. ст.161.1. ЖК РФ, либо своими действиями подрывают на местном уровне все демократические принципы установленные жилищным законодательством. Формирование земельных участков под многоквартирными домами с оформлением кадастрового паспорта, это тоже обязанность органов местного самоуправления.
На основании вышесказанного, для защиты установленных законом прав Советов МКД при планировании благоустройства дворовой территории и осуществления ими соответствующего контроля предлагаю, обратиться в городскую Думу с предложением внести в «Правила благоустройства территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» утверждённых решением Комсомольской-на-Амуре городской Думой от 17 июля 2013 г. № 69 следующие изменения и (или) дополнения:
а) в п.п.29) п.1.4.:
в раскрытие термина «заинтересованные лица»:
добавить «совет многоквартирного дома»;
б) в п.9.6.1.:
после слов «N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации"» дополнить словами «и постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля»».
Доклад Алексея Силакова " Об издании на местном уровне нормативно-правового акта"
С 2013 года наш Совет вёл активную переписку с органами власти всех ветвей и уровней по поводу приведения постановления Правительства Хабаровского края от 8 октября 2013 года за № 324-пр «Порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Хабаровского края» в соответствии с действующим законодательством. А именно, обеспечить участие собственников помещений или иного уполномоченного общим собранием собственника помещения в комиссионном обследовании многоквартирного дома и при составлении акта технического состояния многоквартирного дома. В соответствии с действующим законодательством, именно на основании акта осмотра определяется объём проведения необходимых работ. В соответствии с вышеуказанным постановлением, собственников помещений отстранили от участия в комиссионных осмотрах общего имущества, а также при составлении акта технического состояния многоквартирного дома, соответственно и от определения необходимого объёма работ.
В настоящий момент ситуация складывается таким образом, управляющая организация предоставляет собственникам помещений протокол общего собрания с отображёнными в нём объёмами работ по капитальному ремонту и их стоимостью, и просит собственников помещений его подписать. У председателей Советов МКД, да и у всех собственников помещений возникает вопрос: «Откуда взялись эти объёмы работ и их стоимость, если мы не принимали участия в осмотрах, составлении акта осмотра, определения объёма работ и т.д., как это предусматривает жилищное законодательство». И таких примеров по всему городу множество. Данные обстоятельства вызвали обоснованную волну возмущения среди образованных в сфере жилищного законодательства граждан нашего города. Их не устраивают те объёмы работ с их стоимостью и на тех условиях, которые им предлагают. Отличный пример по ул.Краснофлотская д. 26 корп.2. Управляющая компания предоставила собственникам помещений протокол общего собрания с повесткой проведения капитального ремонта с отображением объёма работ и их стоимостью, и просят их его подписать (указывают утепление двух торцевых стен). При этом в соответствии с предложенными условиями, собственников загоняют в долговую яму на 8 лет. Соответственно, если собственники помещений подписали бы данный протокол, то в течении последующих восьми лет, они не смогут планировать и проводить капитальный ремонт другого общего имущества, а инженерные коммуникации у нас у всех не в лучшем виде. Собственники данного дома не хотят делать две стороны дома, у них промерзает только одна сторона, а оставшиеся денежные средства хотят направить на ремонт инженерных коммуникаций. Но представитель Регионального оператора находящийся у нас в городе Бурдина Инна Юрьевна, настаивает на ремонте двух торцевых стен, обосновывая это тем, что капитальный ремонт предусматривает ремонт обоих торцевых стен. В дальнейшей беседе Инна Юрьевна, после того как попросила время на консультацию с их юристами, не смогла законодательно обосновать свои действия и согласилась с нашим доводами, а именно с тем, что в соответствии с действующим законодательством собственники помещений при планировании работ по капитальному ремонту имеют право определить тот объём работ, который им необходим, вплоть до ремонта хоть одного квадратного метра любой площади общего имущества и т.д., и никто иной не имеет право навязать им дополнительные работы.
За последнее время существенно возросла активность регионального оператора по оформлению протоколов общих собраний собственников помещений с повесткой проведения капитального ремонта с отображением объёма работ и их стоимостью, и конечно же на их условиях. Как мы с вами знаем, если собственники помещений по незнанию подпишут данный протокол и запустят его так сказать в производство, то в дальнейшем, если они захотят изменить своё решение по поводу объёма работ и их стоимости, оспорить данный протокол общего собрания возможно только в судебном порядке. А что такое в судебном порядке? Придётся не менее двум третьим от числа всех собственников помещений многоквартирного дома явиться в суд. Имеет право конечно председатель Совета МКД обратиться в суд от имени всех собственников помещений, но как мы с вами знаем только на основании выданной от собственников помещений данного многоквартирного дома соответствующей доверенности, и оформленной конечно же в установленном законом порядке. Как управляющие организации идут на контакт по оформлению данной доверенности мы с вами знаем. Данная доверенность есть только у единиц председателей Советов МКД нашего города. Соответственно, если возникнет подобная ситуация, оспорить протоколы общих собраний в суде практически не возможно.
Наши старания по поводу внесения изменений в постановления Правительства Хабаровского края от 8 октября 2013 года за № 324-пр «Порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Хабаровского края» не прошли даром. 23 мая 2017 г. Правительство Хабаровского края постановлением № 201-пр внесло изменения в п.9 постановления Правительства Хабаровского края от 8 октября 2013 года за № 324-пр и изложило его в новой редакции:
«9. Для составления акта технического состояния многоквартирного дома по согласованию привлекаются представители органа, осуществляющего государственный технический учёт жилищного фонда, органа архитектуры и градостроительства, организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме действовать от имени собственников помещений в таком доме, а в необходимых случаях – представители экспертных организаций».
Копия постановления Правительства Хабаровского края от 23 мая 2017 г. № 201-пр на 1 л. в 1 экз. прилагается.
При прочтении данных изменений возникает естественный вопрос. Кто, когда, и каким образом будет согласовывать с лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме участие в составлении акта технического состояния многоквартирного дома? В данный момент никакого соответствующего нормативно-правового акта определяющего порядок и правила согласования, ни на Федеральном, ни на краевом, ни на местном уровне, не существует. Также хочу отметить, что государственная жилищная политика, с вступлением в силу с 1 марта 2005 г. ЖК РФ, направлена на непосредственное участие собственников помещений на каждом этапе управлении и ремонта общего имущества.
На основании вышесказанного, для обеспечения соответствия государственной жилищной политике на местном уровне в сфере планирования и проведения капитального ремонта многоквартирных домов предлагаю:
- обратиться к главе города, чтобы органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, разработали и издали соответствующий нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок и правила согласования с уполномоченным общим собранием собственников помещений многоквартирного дома лицом участия в составлении акта технического состояния многоквартирного дома;
- включить в рабочую группу по разработке данного нормативно-правового акта Председателя Совета Силакова А.А.;
- определить срок для разработки и принятия соответствующего нормативно-правового акта – 2 месяца.
Все документы доступны для скачивания по этой ссылке https://yadi.sk/d/JeO8Q2XG3RXDpo