Вылетит ли мэр Хабаровска из «крутой семерки»: политэкономия для «чайников» с Александром Альдиевым

На прошедшей неделе в центральных СМИ случилась небольшая истерия по поводу того, что число крупных городов России, где остаются прямые выборы мэров жителями, сократилось до семи.

Поводом для возмущений стали поправки к закону Свердловской области «Об избрании органов местного самоуправления», которыми отменяются прямые выборы главы Екатеринбурга.

Грозит ли Хабаровску аналогичная судьба? Чтобы понять, насколько это реально, — предлагаю рассмотреть ряд интересных фактов.

Красный день календаря

Как это ни удивительно, но единый день выборов в нашем случае играет в пользу горожан. Представьте себе: вдруг по какой-то причине губернатор Хабаровского края решил пойти по дорожке своего свердловского коллеги. Более неудачного момента для такого шага просто не придумать. Предположим, что Вячеслав Иванович пойдет на выборы, и ему в очередной раз самому нужно будет обаять избирателей - показать, что он хорош и демократичен. Каково будет, если он при этом проведет через краевую думу закон об отмене прямых выборов в краевой столице?

Шум бы начался еще во время первого чтения в парламенте. Представители системной и несистемной оппозиции вволю бы потоптались на инициативе губернатора и его команды. Итогом бы стали не те результаты выборов, на которые надеются члены команды Вячеслава Шпорта. 

Таким образом, тот факт, что выборы мэра и губернатора будут проводиться в один и тот же день, стали для хабаровчан действительно положительным фактом — можно выразить свое одобрение или протест политики местной власти.

Соколов - это вам не Ройзман

Несмотря на то, что господин Ройзман возглавляет более крупный город, чем Хабаровск, политический вес Александра Николаевича в федеральном масштабе как минимум не меньше, а если хорошо подумать, то, скорее всего, и побольше будет. 

Большой опыт хозяйственной и политической деятельности, договороспособность и встроенность в существующую вертикаль власти делают ненужными любые телодвижения по отстранению его от должности. Чего нельзя сказать о мэре Екатеринбурга господине Ройзмане. Более того, существующая в Хабаровском крае политическая система исключает любую возможность появления на посту мэра человека радикально оппозиционных взглядов. Даже если Александр Соколов по каким-то причинам не будет баллотироваться на очередной срок на пост главы городской администрации, его однозначно сменит человек от партии власти. 

Итоги выборов президента 2018 четко и недвусмысленно показали, что за левую или правую оппозицию даже вместе взятую голосует гораздо меньше избирателей, чем это необходимо для победы. Возникает вопрос: как же мы дошли до жизни такой? Ответ получим, если обратимся к новейшей истории нашей страны.

Больше демократии, или "Сколько сможете унести"

Для относительно молодой части аудитории напомню, что распад СССР проходил под лозунгами «Больше демократии», «Нет однопартийной системе» и «Берите полномочий столько, сколько можете унести». В пропаганде последнего лозунга особенно отличился Борис Николаевич Ельцин, который в борьбе за власть над Россией был готов пожертвовать многим. Не буду давать ему оценки — он уже за свои действия и бездействия держит ответ перед главным Судьей.

Но факт остается фактом. Сразу после распада СССР случился парад суверенитетов не только бывших советских республик, но и национальных образований внутри Российской Федерации. Эти события обернулись не только политическими и военными проблемами, но и экономическими. Свои полноценные бюджеты имели не только регионы, но и города, и даже отдельные районы в их составе. На территории муниципальных образований были зарегистрированы крупные и не очень предприятия, платившие налоги в местную казну. У нас до сих пор действует система, по которой большая часть налогов собирается на местах, а потом по цепочке они уходят в регион, и оттуда в федеральный центр.

Вот только во времена Ельцина вертикально интегрированных экономических структур почти не было. Благодаря приватизации, раздробившей некогда единый промышленный комплекс на множество отдельных фрагментов, появились налогоплательщики на местах. В случае если руководители города и предприятия были толковыми, поступления в муниципальные бюджеты были вполне достойными. Но была одна проблема: чем выше уровень бюджета, тем меньше денег в нем было. Дело дошло до того, что у страны элементарно не хватало средств на обеспечение целостности государства.

Напомню, что когда Путин стал и.о. президента, ему пришлось идти на поклон к олигархам, чтобы профинансировать базы атомных подводных ракетоносцев, которые из-за безденежья были на грани закрытия. А там еще и Кавказ уже не просто тлел, а раскидывал горящие головешки сепаратизма в близлежащие регионы страны. 

Все деньги в гости к нам

В этот момент в стране жировали олигархи, транснациональные корпорации (привет соглашениям о разделе продукции) и… неплохо себя чувствовали некоторые муниципалитеты, которые не всегда адекватно расходовали имеющиеся средства. 

В такой ситуации Путину ничего не оставалось, как изымать деньги, где только можно. Проще всего оказалось заставить олигархов платить немножко больше налогов, и потом изъять их у регионов. Под вопли  президентов и губернаторов Государственная дума приняла Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", по которому произошло перераспределение доходов от налогов в пользу федерального центра за счет регионов. 

Параллельно, в процессе борьбы с наиболее отмороженными, по мнению властей, олигархами, стали создаваться корпорации, подконтрольные государству в наиболее капиталоемких сферах экономики. Жители Хабаровского края смогли видеть это на примере Комсомольского НПЗ, который сразу после распада СССР стал базовым предприятием нефтяной компании «Дальнефть». Благоденствие «Дальнефти» длилось относительно недолго, и благодаря ряду действий краевой администрации, руководимой тогда Виктором Ишаевым, КНПЗ оказался в составе НК «Роснефть». 
Завод увеличивал объемы переработки нефти, размер заработной платы работникам, поддерживал различные социальные проекты и платил больше налогов.

Прошло совсем немного времени, и в работе "КНПЗ-Роснефть" начались метаморфозы: завод стал сокращать переработку нефти, приобретенной за собственные средства, и увеличивать «давальческую». Прибыль завода стала формироваться не с продаж готовых нефтепродуктов, а с работы по переработке сырья. У КНПЗ сократилась налогооблагаемая база, за счет чего уменьшились налоговые отчисления. Следующим шагом бизнес-оптимизаторов из «Роснефти» стал перевод всех предприятий, входящий в ее состав, на единую акцию. Что еще больше сократило поступления в консолидированный бюджет края. Подобные процессы шли практически во всех когда-то единых технологических комплексах Советского Союза, часть которых находилась на территории Хабаровского края: в связи, энергетике, банковской и торговой сферах, далее по списку.

Кто кого контролирует?

Компенсировать выпавшие доходы было нечем. А тут на подконтрольной территории есть города-доноры: Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Чтобы исправить ситуацию, через парламент был проведен закон, перераспределяющий доходы от налогов в пользу краевой казны. Как в случае с федеральным парламентом, депутаты от «Единой России» послушно проголосовали за перераспределение  доходов.  В Хабаровском крае против такого закона проголосовали только депутаты от КПРФ и независимый на тот момент депутат Цилюрик.  Их коллеги от «Единой России»  из Комсомольска-на-Амуре проигнорировали просьбу Владимира Михалёва не голосовать за этот закон: партийная дисциплина оказалась сильнее интересов людей, за них голосовавших и просьбы мэра.

Аналогичные процессы прошли по всей стране, и с «самостийностью» мэров городов было практически покончено.  Градоначальникам не стало никакого резона становиться в оппозицию: губернатор мог спокойной «перекрыть экономический кислород», и потом рассказывай избирателям, что денег на элементарные нужды нет из-за происков злобного губернатора. Подобную картину могли видеть жители Амурска во времена мэрства Геннадия Кузьминых. Более того, у нас в крае появился институт полномочных представителей губернатора в муниципальных образованиях — чем вам не комиссары?

Картина стала до боли напоминать советские времена, когда  председатели горисполкомов вместе с секретарями горкомов за фондами ездили в «край» и в «Москву». Теперь мэры ездят туда же, только за деньгами в виде субвенций, грантов и субсидий. А вместо секретарей горкомов действия градоначальников контролируют полпреды губернатора. 

Вместо эпилога

В условиях усиливающихся экономического, управленческого и прочих кризисов наша власть не может себе позволить существование полностью автономных руководителей крупных городов.  Слишком велика цена вопроса не только в прямом, но и переносном смысле.
Все это мне очень сильно напоминает поздний СССР, только в извращенно-капиталистической форме. А посему позволю себе воспроизвести анекдот времен раннего Путина.

Звонок Путину от президента компании "Кока-кола":

— Владимир Владимирович, вы меняете гимн страны, может, и флаг на прежний, красный, поменяете? А если и еще в уголочке маленькими белыми буквочками напишите Coca-Cola, то мы решим все ваши финансовые проблемы с пенсиями, зарплатами бюджетникам на несколько лет вперед…

Прикрыв трубку ладонью, Путин у Касьянова:

— С "Аквафреш" когда у нас контракт заканчивается?

Александр Альдиев, новости Хабаровска на DVHab.ru



Статья полностью: https://www.dvnovosti.ru/khab/2018/04/12/81370/#ixzz5CaeijLo2 
Новости Хабаровска на DVHAB.RU 

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий