Фонд "Петербургская политика" и коммуникационный холдинг "Минченко Консалтинг" представили Девятый рейтинг политической выживаемости губернаторов. Рейтинг публикуется с августа 2007 года. На базе экспертных оценок в нем делаются выводы относительно карьерных перспектив действующего главы субъекта Федерации. Оценка выставляется по 5-балльной шкале, где "5" означает максимальные шансы на сохранение поста в обозримой перспективе, "1 - минимальные". С момента публикации предыдущего Восьмого рейтинга 10 марта 2011 года своих постов лишились главы 2 регионов с оценкой "2" - Вячеслав Дудка (Тульская область) и Дмитрий Зеленин (Тверская область), а также губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко (оценка "3"). Полномочия одного губернатора с оценкой "3" - Александра Хорошавина (Сахалинская область) - были продлены.
Фонд "Петербургская политика" и коммуникационный холдинг "Минченко Консалтинг" представили Девятый рейтинг политической выживаемости губернаторов. Рейтинг публикуется с августа 2007 года. На базе экспертных оценок в нем делаются выводы относительно карьерных перспектив действующего главы субъекта Федерации. Оценка выставляется по 5-балльной шкале, где "5" означает максимальные шансы на сохранение поста в обозримой перспективе, "1 - минимальные". С момента публикации предыдущего Восьмого рейтинга 10 марта 2011 года своих постов лишились главы 2 регионов с оценкой "2" - Вячеслав Дудка (Тульская область) и Дмитрий Зеленин (Тверская область), а также губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко (оценка "3"). Полномочия одного губернатора с оценкой "3" - Александра Хорошавина (Сахалинская область) - были продлены.
Наибольшую консолидированность эксперты проявили при оценке кадровых перспектив новоназначенных губернаторов (С.Собянин, Г.Полтавченко, В.Илюхин, В.Груздев), а также Р.Кадырова, И.Михальчука, Л.Полежаева. Самыми разноречивыми оказались оценки деятельности Б.Громова, Д.Дмитриенко, Н.Комаровой, А.Нелидова, В.Сердюкова, А.Тхакушинова.
Прогноз кадровой политики в отношении губернаторов делается в условиях ожиданий новой волны ротации губернаторского корпуса. Подтверждением этого является радикальное увеличение числа негативных оценок (количество "двоечников" выросло с 5 до 11) и сокращение общего числа "хорошистов" и "отличников" с 52 до 47.
Основаниями для таких прогнозов являются:
1. Приближение окончания срока полномочий у большой группы глав регионов. В 2012 году истекает срок полномочий у 18 глав субъектов.
2. Необходимость реагировать на общее снижение уровня доверия населения к многим губернаторам. Речь идет как о "старожилах", не способных преодолеть усталость от власти, так и о многих новых назначенцах, не сумевших наработать необходимый авторитет у населения и местных элит. Можно ожидать, что им будут противопоставляться главы регионов, оказавшиеся способными за короткий срок создать вокруг себя значительные общественные ожидания и способные эффективно воспользоваться запросом на перемены - и потенциально способные перенести такие ожидания на "Единую Россию" - С.Собянин, М.Юревич, Ю.Евкуров, В.Гайзер.
3. Фактор думских и президентских выборов, по итогам которых традиционно велики ожидания замены губернаторов, не сумевших выйти на "плановые" показатели. Значимость этого критерия пока до конца неясна. Безусловно, электоральная управляемость входит в число "реальных" критериев оценки эффективности работы глав регионов. Однако, вопреки распространенному стереотипу, случаи отставок губернаторов по причине низких результатов "Единой России" до сих пор были крайне редки.
4. Возможное появление в 2012 году целой категории высвободившихся из федеральных структур чиновников, многие из которых могут быть заинтересованы в продолжении карьеры на посту глав регионов. Не исключен и обратный процесс с переходом части глав регионов на федеральный уровень. Иллюстрацией этого может служить появление целой группы губернаторов в составе "расширенного правительства".
5. Стремление бизнес-групп снизить политические риски на период "пересменки" весны 2012 года - в том числе через стремление создать плацдармы стабильности в регионах через продвижение собственных кандидатов в губернаторы.
6. Обострение лоббистской конкуренции за финансовые потоки в случае реализации заявленных Дмитрием Медведевым в Хабаровске 11 ноября инициатив по децентрализации и перераспределению средств в пользу региональных и муниципальных бюджетов.
7. Повышение активности силовых структур по оказанию давления как на действующих (возбуждение уголовных дел, аресты высокопоставленных работников администрации), так и на бывших глав регионов (Вячеслав Дудка, Александр Тишанин).
В то же время на прогноз кадровой политики оказывает серьезное воздействие неопределенность, существующая вокруг многих аспектов политической жизни после президентских выборов. В их числе - распределение полномочий в "тандеме", состав и повестка дня будущего кабинета министров, способность преодолеть снижение рейтингов власти на всех уровнях, реальная значимость для федеральной власти обеспечения "плановых" цифр на парламентских и президентских выборах.
Другой вопрос, возникающий по итогам рокировки в тандеме, касается сохранения приоритетности для федеральной власти смены поколений внутри губернаторского корпуса. Для Д.Медведева замена губернаторов и появление во главе "новых лиц" были политически и психологически значимым моментом. Каких-либо четких сигналов относительно судьбы курса на ротацию глав регионов пока не прозвучало. По-прежнему острой будет оставаться тема качества будущих "назначенцев". Негативный опыт смены власти в отдельных регионах может стать серьезным аргументом против неподготовленных замен.
При отборе критериев качеств "идеального" губернатора предстоит выбор оптимальной модели выстраивания отношений с местными элитами. На сегодняшний день здесь сосуществуют три подхода - способность при федеральной поддержке перевести элиты под собственный контроль (С.Собянин), умение найти компромисс с существующими элитами (Д.Кобылкин, Е.Борисов, Л.Кузнецов) или ориентация на длительное затяжное противостояние им (А.Бровко, А.Нелидов).
Список экспертов Рейтинга: Виноградов Михаил, президент Фонда "Петербургская политика", Гусев Дмитрий, председатель совета директоров Консалтинговой компании Bakster Group, Давыдов Леонид, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и местному самоуправлению, Даченков Игорь, директор Агентства массовых коммуникаций "Регион Медиа", Еремеев Станислав, декан факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, Казанков Григорий, политтехнолог, доцент МГУ, Калачев Константин, политтехнолог, Колеров Модест, главный редактор информационного агентства REGNUM, Минченко Евгений, президент коммуникационного холдинга "Минченко Консалтинг", Панова Аксана, шеф-редактор интернет-издания Ura.ru, Петров Николай, член научного совета Московского центра Карнеги, Рошков Евгений, управляющий партнер компании "Кесарев Консалтинг", Семин Илья, исполнительный директор Регионального совета "Деловой России" Тульский Михаил, президент исследовательского центра "Политическая аналитика", Туровский Ростислав, генеральный директор Агентства региональных исследований, Федотов Иван, проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
* * *
Адыгея - Аслан Тхакушинов - 2
Саха - Егор Борисов - 4
Хакасия - Виктор Зимин - 3
Чечня - Рамзан Кадыров - 5
Приморский край - Сергей Дарькин - 2
Хабаровский край - Вячеслав Шпорт - 3
Амурская область - Олег Кожемяко - 4
Воронежская область - Алексей Гордеев - 5
Иркутская область - Дмитрий Мезенцев - 3
Сахалинская область - Александр Хорошавин - 5
Челябинская область - Михаил Юревич - 5
Москва - Сергей Собянин - 5
Санкт-Петербург - Георгий Полтавченко - 5
Еврейская автономная область - Александр Винников - 4
Чукотский автономный округ - Роман Копин - 4
Ямало-Ненецкий автономный округ - Дмитрий Кобылкин - 5
Полностью материал просмотреть можно здесь: sakhalin.regnum.ru/news/1466572.html