Регионы берут на вооружение стратегию Глазьева

В Иркутской области власти взяли на вооружение советы академика Глазьева, и добились роста в экономике. 

Субъекты Федерации декларируют новую экономическую политику

Анатолий Комраков

Недовольство федеральной политикой заставляет региональных чиновников искать альтернативные принципы управления экономикой. Вчера в Госдуме прошло заседание инициативной группы, которая вырабатывает новый курс социально-экономической политики, основанной на модели «государства развития». Пилотным регионом для реализации альтернативной политики оказалась Иркутская область, в которой подготовлена собственная Стратегия развития до 2030 года, куда вошли рекомендации академика и советника президента Сергея Глазьева. На федеральном уровне рекомендации Глазьева отвергаются либеральными группами в правительстве и Центробанке.

Тяжелая экономическая ситуация в регионах часто не оставляет времени для ожиданий результатов борьбы на федеральном уровне конкурирующих экономических стратегий развития. Уникальная ситуация сложилась, в частности, в Иркутской области, где губернатор-коммунист Сергей Левченко готов взять на вооружение новую модель «государства развития» и элементы экономической стратегии Сергея Глазьева. В настоящее время Иркутская область является уникальным регионом, в котором реализуется политика, основанная на альтернативном общероссийскому курсу видении возможных путей социально-экономического и политического развития, утверждается в региональном описании модели «государства развития».

Концепция предполагает значительное усиление государства и введение системы госпланирования. Это планирование включает определение конкретных целей и приоритетов развития, а также распределение ресурсов для достижения поставленных целей. При этом взаимодействие государства и бизнеса в этой системе идет на принципах партнерства.

Если в стратегии Глазьева ключевое место занимает новая кредитно-денежная политика, то в ее региональном варианте акцент сделан на бюджетном планировании и господдержке точек роста. «В основе концепции разумное госпланирование, восстановление и развитие социального государства, курс на демократизацию политической системы. Судя по тому, что наша область – один из немногих субъектов Федерации, в котором уже два года бюджет профицитен, сокращаются госдолг и долги по зарплате, достраиваются все соцобъекты, – модель работает», – пояснил «НГ» депутат Госдумы от Иркутской области Михаил Щапов.

Новые подходы значительно изменили ситуацию в области. Если в 2015 году дефицит консолидированного бюджета Иркутской области составлял 9,9 млрд руб. и по этому показателю регион находился на 75-м месте в РФ, то бюджеты 2016 и 2017 годов исполняются с профицитом и стали лучшими по доходам за всю историю области.

«Для лесозаготовителей региона мы рассчитали показатель налоговой отдачи с 1 куб. м заготовленной древесины. Получился очень большой разброс – кто-то платит 10 руб. на кубический метр, а кто-то 300. Сейчас все лесозаготовители знают: чтобы рассчитывать на поддержку правительства области, нужно платить налоги. В итоге уплата налогов с 1 куб. м древесины в первом полугодии 2017 года составила 236 руб. и увеличилась в сравнении с 2015 годом почти в четыре раза», – объясняет губернатор Левченко.

Успехи области не остались незамеченными, Минфин присвоил ей первую степень качества управления региональными финансами, а международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s на днях повысило рейтинг региона до максимально возможного.

В основу модели «государства развития» легли многие идеи Глазьева, изложенные в том числе и в его программе «12 шагов». В ее основе – идея изменения экономической политики «здесь и сейчас», не дожидаясь, пока ведущие экономисты договорятся между собой.

«В отличие от программ ЦСР Кудрина, предлагающей либеральный вектор развития, модель «государства развития» предполагает госпланирование, ориентир не на текущую рыночную конъюнктуру,  а на стратегические приоритеты, господдержку точек роста, модернизацию социальной инфраструктуры, оптимальную балансировку системы межбюджетных отношений с учетом интересов регионов», – объясняет Щапов.

По словам депутата, все концепции пытаются дать ответ на вопрос о роли России в идущей сейчас промышленной революции. «Разница в том, что предложения Кудрина и Титова хороши для страны, которая стоит во главе этой трансформации, а мы находимся в ситуации догоняющей индустриализации – для нас их идеи просто неприменимы». 

Российская газета

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий