Почти сутки Михаил Фрадков жил и работал в Комсомольске-на-Амуре. Может быть, когда-нибудь в городе об этом событии будет напоминать мемориальная табличка.
Визит премьер-министра в Комсомольск-на-Амуре начался задолго до того момента, как самолет авиакомпании «Россия» с председателем правительства приземлился на аэродроме КнААПО вечером 4 октября. За несколько дней до его приезда в город над Амуром был доставлен «премьеро-мобиль»: из Москвы самолетом прилетели Михаил Погосян (глава АХК «Сухой»), Борис Алешин (руководитель федерального агентства «Рособоронпром»), Юрий Коптев (бывший глава «Росавикосмоса»), Вячеслав Шпорт и целый ряд других высокопоставленных чиновников в военной форме и гражданской одежде. В ожидании премьер-министра гости знакомились с городом и приходили в себя после многочасового перелета. Чуть позже в Комсомольск прибыли Виктор Ишаев и Константин Пуликовский (полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе).
Рабочая часть визита премьер-министра началась утром следующего дня с визита на Амурский судостроительный завод. Михаилу Фрадкову показали макеты строившихся кораблей и судов (среди них и подводной спасательной лодки «Ленок»), недостроенная подводная лодка проекта «Ирбис», а также подводные корабли Тихоокеанского флота, проходящие капитальный ремонт. Затем глава правительства наградил судостроителей Комсомольска-на-Амуре, внесших наибольший вклад в сохранение и развитие завода в послеперестроечный период. Затем состоялось небольшое совещание в заводоуправлении предприятия, для которого до сих пор актуальным является вопрос финансирования государственного оборонного заказа. Вышеупомянутый «Ирбис» в течение многих лет достраивается и содержится за счет средств АСЗ.
Вторым не менее важным пунктом программы визита было посещение Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения, где для начала Михаилу Фрадкову были продемонстированы показательные полеты самолета-амфибии Бе-103 и истребителя СУ-27СКМ, построенногона объединении. Гостей во главе с премьером восхитило мастерство летчика, демонстрировавшего фигуры высшего пилотажа, в том числе такие сложные, как «кобра» и «колокол». По завершении авиашоу Михаил Фрадков посетил сборочные цеха завода, где осмотрел производство самолетов Бе-103, Су-80 и площадку, где в скором времени начнется сборка регионального самолета RRJ.
Завершало деловую часть визита совещание с руководителями оборонных предприятий региона и руководителями края, прошедшее за закрытыми дверями.
По итогам поездки Михаил Фрадков провел пресс-конференцию, на которой изложил свои взгляды на будущее как Комсомольска-на-Амуре, так и всего оборонно-промышленного комплекса России. В частности, премьер-министр сообщил журналистам: «В 2005-2006 годах на поддержку создания регионального самолета RRJ будет выделено более 10 миллиардов рублей... Сейчас вносятся поправки в бюджет 2005 года, увеличивающие объем средств… Мы хотели бы, чтобы покупателей наших самолетов, в том числе RRJ, было больше. Я не исключаю, что это может быть и Китай». (Интересно, что в Поднебесной уже существует проект, аналогичный RRJ.)
Что касается формирование гособоронзаказа на 2006 год, то, по словам господина Фрадкова, он уже практически завершен и на будущий год в целом по стране увеличен.
«Не обделены и предприятия Дальнего Востока", - заметил Фрадков. Говоря о долгах перед оборонными предприятиями, он отметил, что вопрос будет решаться.
В тот же вечер самолет с премьером вылетел в Благовещенск.
Александр Альдиев