На днях свершилось чудо. Впервые, в прямом эфире прозвучали слова о том, что все наши парламентские партии по своей сути являются не реальными политическими игроками, а филиалами администрации президента.
Поводом для столь громкого заявления стала непривычная тишина вокруг принятия очередного федерального бюджета Государственной Думой. Как оказалось, несмотря на обилие экономистов среди депутатов нашего парламента, говорить о будущем бюджете могут только специально назначенные люди. Например, Михаил Делягин, депутат от «Справедливой России» не может комментировать будущий бюджет. В их фракции такой привилегией пользуется другой депутат, а Михаил Геннадьевич, не смотря на опыт работы в правительстве, ничего сказать не имеет право. Михаил Хазин, другой известный экономист и бывший работник администрации Президента России, комментируя эту ситуацию, и сказал о том, что в стране нет политических партий, а есть филиалы администрации президента.
Подобные мысли ранее уже высказывались, но именно сейчас, ситуация вокруг обсуждения бюджета позволила Михаилу Леонидовичу Хазину сказать слова «а король голый», на основании конкретного факта, а не каких-то рассуждений, допущений и гипотез.
Хорошо это или плохо? Любое прояснение обстановки однозначно положительное явление, так как позволяет реально оценить ситуацию и понимать куда нам двигаться и что делать. А для того, чтобы понимать, куда двигаться, предлагаю обратиться к опыту прошлого. А именно до 1988 года, который застал 15 летним подростком, активно интересующимся политикой. Тогда избиратели еще единого СССР выбирали членов съезда народных депутатов, который собирался два раза в год, а в перерывах между ними на постоянной основе работал Верховный Совет.
До 1988 года в состав депутатов избирались по квотам от КПСС, советов более низкого уровня, комсомола, профсоюзов, крупных общественных организаций и предприятий. Таким образом, Комсомольск-на-Амуре в главном парламенте страны представляла два человека, которые большую часть времени находились «на земле», а не в Москве. Что не мешало им решать вопросы своих избирателей на общесоюзном уровне.
В 1988 году закон о выборах был изменен, и от Комсомольска-на-Амуре в марте 1989 года был избран один депутат – Владимир Десятов, ставший впоследствии полпредом президента Ельцина в Хабаровском крае.
Понятно, что прямое копирование того опыта уже не возможно. Нет той политической системы, партии и общественных организаций, да и предприятия стали сильно меньше. Но что мешает творчески переработать советский опыт и применить сегодня? Уже видно, что политическая система в нашей стране находится накануне серьезных изменений. Как утверждают некоторые эксперты, существующие партии вскоре прекратят свое существование, а вместо них будут созданы две парламентские, одна из которых будет условно за капитализм, а вторая условно за социализм. А на самом деле эти партии будут действовать заодно, но представлять интересы разных групп избирателей.
Честно говоря, я в такой вариант, верю мало. Но глядя на то, сколько реально собирают голосов на выборах действующие парламентские партии, понимаю, что изменения действительно назрели. Вопрос только заключается в том, кто будет управлять процессом, и как он будет проводиться. Время сейчас очень серьезное, и не хотелось бы повторения процессов, которые были запущены в СССР выборами 1989 года. «Икается» до сих пор.
Александр Альдиев, как оказалось политинформатор с 42 летним стажем.