Когда-то на уроках истории нам рассказывали, что у каждой революции есть объективные причины и повод, который её собственно запускает. В соответствии с этим постулатом в моей голове окончательно сложилась статья, которую я и предлагаю вашему вниманию.
У меня довольно давно сложилось свое собственное мнение о причинах массовой эмиграции дальневосточников в западную часть страны. Но вот поводом для написания этого текста стала статья в газете «Крылья советов» о грядущем переходе авиазавода в формат филиала холдинга «Сухой» и совещание у Медведева, где были озвучено ухудшение социально-экономической обстановки в Хабаровском крае. Лично для меня все эти события выглядят вполне логичными и взаимосвязанными. Мне просто непонятна та недовольная мина, которую изображают высокопоставленные чиновники, когда им говорят о том, что дальневосточники продолжают покидать родные пенаты. Вы можете вкладывать сотни миллиардов бюджетных рублей в строительство мостов во Владивостоке, но сути дела это не меняет, так как люди видят, что на Дальнем Востоке нет никаких перспектив.
Почему?
Как говорят умные люди, у всякого явления есть объективные и субъективные причины. Вот и в исходе дальневосточников точно также есть такие причины.
Что в данном случае у нас есть под объективными причинами? Географическая удалённость, неразвитость социально-культурной сферы и климатические особенности. Для разминки начну с климата и женщин.
Климат
Да-да, именно с женщин, так как именно общение с ними меня когда-то заставило по иному увидеть Комсомольск-на-Амуре, находящийся на одной широте с Киевом, и в 150 километрах от границы вечной мерзлоты. Как-то мне по работе пришлось фотографировать женщину- косметолога из Москвы, приехавшую обучать наших дам пользоваться косметикой одной довольно известной фирмы. Дело было в разгар лето, когда градусник бодренько демонстрировал +40 на улице. Дама мне пожаловалось на такую неприлично высокую по московским меркам температуру. На что я ей ответил, что зимой у нас не редкость и -40. Напомним, моя собеседник инструктор-косметолог, который учит женщин сохранять кожу молодой и красивой. Так вот, эта дама чуть не в истерике сказала: «Бедные ваши женщины, как они тут вообще живут при таком годовом перепаде температур». На радость нам, дальневосточным мужчинам, живут и радуют нас своим обществом. Правда, если наши женщины будут следовать всем советам косметологов, то они должны будут больше тратить денег на всякие омолаживающие кожу средства, по сравнению с жительницами западной части нашей страны. Приплюсуйте сюда дополнительные расходы на зимнюю одежду и у вас сразу пропадут мысли о необходимости отмены выплаты северных надбавок. Но об этом позже.
Географическая удалённость
Тут я ничего нового не напишу - всё и так понятно для дальневосточников - отсутствие реальной возможности регулярно посещать родственников в западной части бывшего СССР местного патриотизма не добавляет. Кто-то может возразить: а как же оплата проезда раз в два года к месту отдыха за счёт работодателя? Для многих жителей Дальнего Востока это сказка из советского прошлого. Если вы не работник государственного, муниципального или крупного предприятия, то реальной возможности воспользоваться этой льготой, практически нет. Можно конечно «пойти на Вы» с работодателем и потребовать оплаты проезда и добиться её, но вот сразу возникают сомнения в перспективах в дальнейшей работе на таком предприятии.
Говоря о географическом отдалении, стоит отдельно остановиться на сокращении часовых поясов. Чем руководствовался господин Медведев, когда выступил с инициативой сокращения часовых поясов, мне доподлинно неизвестно. Возникают сомнения в том, как Дмитрий Анатольевич сохранил в своей высокоучёной голове сведения из школьного курса географии и астрономии (для молодых читателей это может оказаться откровением, но в советской школе изучали и астрономию). Если бы они сохранились хотя бы в частичном состоянии, то господин Медведев вспомнил, что земля вращается не только вокруг солнца, но и своей оси, благодаря чему на нашей с вами планете происходит смена времени суток, а на Дальнем Востоке России солнце восходит в 11 часов ночи по московскому времени. Если мне память не изменяет, то в Австралии, например, часовые пояса нарезаны даже не по часу, как у нас, а по 15 минут.
Ещё одним фактором географической удалённости, а также неразвитости социально-экономической сферы является практически разрушенная советская система местных и региональных авиаперевозок. С падением доходов населения в начале 90-х годов инфраструктура местных и региональных авиаперевозок скукожилась как шагреневая кожа и честно говоря, недавние заявления господина Медведева о том, что региональную авиацию надо срочно возрождать с помощью иностранных производителей, иначе как издевательским назвать невозможно. Пока авиационные заводы были относительно самостоятельными, в России выпускались самолёты Ан-38 (в Омске), начиналось серийное производство Су-80 в Комсомольске-на-Амуре и еще ряд самолётов находились в работе. Но вот в производственной линейке Объединенной авиастроительной корпорации они, почему- то уже отсутствуют. Ресурсы есть внутри страны, но мы по традиции почему-то смотрим на «заграницу».
Социально-экономическая сфера
Когда только вводилась система ЕГЭ в образовании, я как-то поинтересовался у ректора Комсомольского Политехнического университета, в чём он видит реальную причину её появления. Господин Кабалдин, он тогда был ректором, не для печати сказал примерно следующее: ввести подушевое финансирование системы начального и среднего образования, для сокращения расходов на их содержание. Свидетельство правоты его слов мы можем видеть в Комсомольске-на-Амуре. В прошлом году в микрорайоне «6 участок», расположенном как раз за нефтезаводом и больше всего пострадавшем от установки замедленного коксования, была закрыта школа №20. Закрытая школа являлась по сути дела единственным объектом этой самой социальной сферы в одном из самых неблагополучных районов города. Бывший начальник отдела молодёжи Ленинского округа Алексей Мельников в приватной беседе как-то рассказывал, как девочки социальные педагоги оттуда в слезах приезжали - они не ожидали увидеть такую убогость, нищету и антисанитарию рядом с «одним из самых передовых заводов НК Роснефть». Когда снимался сюжет о закрытии школы №20, педагоги высказывали сомнения в том, что дети из неблагополучного района будут ездить на автобусе в другую школу.
Коль скоро я уже коснулся Комсомольского нефтеперерабатывающего завода, то продолжаю его «бомбежку», тем более что ситуация с ним как никогда четко и ясно показывает колониальную по своей сути политику федерального центра в отношении Дальнего Востока.
Напомним, сразу после распада СССР Комсомольский нефтеперерабатывающий завод стал базовым предприятием нефтяной компании «Дальнефть» с её регистрацией в Комсомольске-на-Амуре. «Дальнефть», грандиозных модернизаций на КНПЗ не проводила, торговала его продукцией и платила налоги в казну города и края. Но благоденствие «Дальнефти» длилось недолго и благодаря ряду действий краевой администрации, руководимой тогда Виктором Ишаевым, КНПЗ оказался в составе НК «Роснефть» в качестве самостоятельного юридического лица. Завод начал реконструкцию в сентябре 99-го года с закладки установки каталитического риформинга. Завод стал увеличивать объемы переработки нефти, платить больше налогов, увеличивал размер заработной платы своим работникам, поддерживал различные социальные проекты. На одной из пресс-конференций Валерий Ежов тогда сказал примерно следующее: «Мы нефтяники заинтересованы в том, чтобы не только сами хорошо жить, но чтобы и наши соседи жили хорошо».
Прошло совсем немного времени и в работе КНПЗ-Роснефть начались метаморфозы: завод стал сокращать переработку нефти, приобретенной за собственные средства, и увеличивать «давальческую». То есть ту нефть, владельцем которой являлась Роснефть, а прибыль завода стала формироваться не с продаж готовых нефтепродуктов, а с работы по переработки. Вроде нам горожанам, какая разница? А у КНПЗ сразу сократилась налогооблагаемая база, за счет чего сократились поступления в городской и краевой бюджеты, из которых и оплачивались социальные программы. Следующим шагом бизнес-оптимизаторов из «Роснефти» стал перевод всех предприятий, входящий в её состав, на единую акцию. То есть сразу еще больше сократились поступления в бюджет города и края. Предприятие то теперь одно и зарегистрированное в городе-герое Москве.
Чтобы как-то компенсировать потери, Виктор Иванович Ишаев тогда путем переговоров с президентом «Роснефти» господином Богданчиковым, добился создания местных филиалов с регистрацией в Комсомольске и Хабаровске. Но в Комсомольске-на-Амуре главным поставщиком «нефтяных» налогов в казну города стал «налог на доходы физических лиц». Замечательной иллюстрацией сложившегося положения стал диалог, состоявшийся на заседании коллегии при главе Комсомольска-на-Амуре в городской администрации. Господин Ежов, вышедший к трибуне, по привычке начал рассказывать о том, какие строятся новые технологические установки, растёт глубина переработки нефти и прочие «бантики». А господин Михалёв прервал выступление генерального директора вопросом: «А нам комсомольчанам, что от этого? Налогов то вы больше платить в городскую казну не станете».
Недавняя история с выбросами газов установкой замедленного коксования тот вопрос мэра города ставит в новую плоскость: а нужен ли городу вообще химически и пожароопасный завод? Да, сейчас на КНПЗ, работают жители города, получают не самую маленькую в городе заработную плату, но в итоге, автомобилисты Комсомольска-на-Амуре платят за бензин дороже, чем в Хабаровске и Приморье. Заметьте, бензин, произведенный в городе Юности на месте его производства стоит дороже, чем в бензоколонке за 400 километров. Можно подумать, бензовоз по пути на АЗС в Комсомольске-на-Амуре делает крюк до Хабаровска, где находится офис сбытовой компании Роснефти. Возникает вопрос: а чем тогда занимаются сбытовики «Роснефти» в здании на Кирова, 2?
Ещё один «плюс»- если по всей планете цена на бензин колеблется в сторону повышения или снижения вместе с ценой барреля нефти на мировом рынке, у нас она только растёт. Когда я поинтересовался, почему так происходит, прозвучал примерно такой ответ: «Когда растёт цена на внешнем рынке, мы вынуждены покупать по завышенной цене (из скважины принадлежащей Роснефти заметьте). Когда цена нефти на внешнем рынке падает, Роснефть вынуждена повышать цену, чтобы компенсировать выпавшие доходы на внешнем рынке для оплаты кредитов на реконструкцию и строительство производства». Больше того, как мне стало известно, все попытки антимонопольной службы получить информацию о способе формирования цены на продукты «Роснефти» заканчиваются ничем.
Руководство нефтяной компании предпочитает платить штрафы, но не посвящать антимонопольщиков в процесс формирования розничных цен.
В итоге, что комсомольчане имеет хорошего от присутствия в своём городе нефтеперерабатывающего завода?
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью
К сожалению, история с КНПЗ не единственная печальная в социально-экономической жизни города. Еще один «штришок» со знаком минус нам преподнесли авиастроители. На наших глазах подвиг «нефтяников» повторяют авиастроители. КнААПО, пережив приватизацию практически 10 лет, был самостоятельным. Строили самолёт на экспорт, совместно с ОКБ за счет собственной прибыли создавали свой региональный проект «Су-80», нужда в котором на рынке страны видна невооружённым взглядом. Но после потери самостоятельности КнААПО стал работать по уже известной «давальческой схеме», когда прибыль, а соответственно и основные налоги аккумулируются в головной компании с местом регистрации в нашей дорогой и любимой федеральной столице. Бизнес оптимизация вступает практически в завершающую фазу. Как видно из статьи, опубликованной в заводской газете «Крылья советов» с 1 ноября на базе КнААПО, НАПО и ОКБ «Сухой» создается единое ОАО «Сухой». В связи с чем, КнААПО получает новое наименование «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. Гагарина- филиал ОАО «Компания «Сухой». Судя по названию, завод теряет свою юридическую самостоятельность полностью, в следствие чего можно ожидать уплаты налогов по месту регистрации головного предприятия в Москве. Ну а если бизнесоптимизаторы решили взяться за дело по- серьезному, то вполне можно ожидать, что тот же самый «налог на доходы физических лиц» будет уплачиваться не по месту проживания комсомольских авиастроителей, а в Москве. А ведь на КнААПО трудится на порядок больше людей по сравнению с тем же КнПЗ- представьте размер пробоины в городском и краевом бюджете, треть муниципального как раз за счёт НДФЛ как раз и наполняется. Скажите: быть такого не может! А я скажу: может. Буквально пару месяцев назад муниципалитет одного военного городка оказался совсем без средств, после того, как НДФЛ за военнослужащих стали платить в Москве по месту нахождения Министерства обороны.
Если вы думаете, что история «колонизации Комсомольска-на-Амуре» закончится двумя градообразующими предприятиями, то вы серьезно ошибаетесь. Те же самые процессы идут в торговле и других сферах. Посмотрите, сколько сейчас в городе работает торговых центров, сетевых магазинов с регистрацией Бог знает где, только не в Комсомольске-на-Амуре. Самый русский по названию банк «Росбанк», вообще оказался дочерней компанией французского «Société Générale».
Кто виноват и что делать?
Для начала надо вспомнить, что мы живем в мире «глобализма», когда могут выжить только крупные и вертикально интегрированные структуры. Что мы собственно и видим не только в сфере бизнеса, но и власти. Достаточно посмотреть на то, как менялась структура власти на уровне район-город-край. Сразу после 1991 года в Комсомольске-на-Амуре было практически три самостоятельных муниципалитета: городской, Центрального и Ленинского районов. У каждого из муниципалитетов был свой собственный бюджет и прочие атрибуты власти. В результате, проведённых на городском уровне реформ, остался один муниципалитет, который собственно и консолидировал в своих руках все, довольно скудные на тот момент ресурсы. Вслед за Владимиром Михалёвым, подобную реформу, но в налоговой сфере Хабаровского края провёл Виктор Ишаев. Затем уже господин Путин создал свою «вертикаль власти». Выпадавшие из доходов нижестоящих бюджетов деньги стали компенсироваться различными субсидия, субвенциями и прочими инструментами. То есть вроде всё нормально, но вам это ничего не напоминает? Мне лично советскую эпоху, когда всем руководила Москва. Сейчас мы видим практически туже самую картину, когда чиновники вынуждены были ездить в Хабаровск и Москву за фондами. Разница только в том, что в советские времена все предприятия были зарегистрированы по месту своего фактического нахождения и не принадлежали оффшорным компаниям. И нефть с газом в те времена фактически принадлежали стране, а не декларативно как сейчас. Вот вы не задумывались над тем, почему общенародная собственность после её извлечения из земли вдруг становится частной? Почему государственные на своей сути компании ведут себя в регионах так, что кажется что их руководители не наши с вами соотечественники, а выходцы из родов Ротшильдов, Морганов и прочих транснациональных банковских домов? Это вопросы риторические и посему возвращаемся к нашим….. чиновникам.
На недавнем совещании у Медведева господин Ишаев на вопрос премьера о причинах ухудшения социально-экономического положения в Хабаровском крае довольно деликатно ответил « Я там уже три с половиной года не работаю». Интересно, а где тогда работает Виктор Иванович? Хабаровский край как был в зоне его ответственности, так и остался, только к нему прибавились ещё другие территории Дальнего Востока. Просто полпред, как опытный политик не мог сказать на камеру своему прямому начальнику, что в результате проводимой Вами и вашими предшественниками на высшем посту экономической политике в Комсомольске-на-Амуре закрылись аккумуляторный завод, электротехнический и целый ряд других предприятий, практически стоят Амурметалл и судостроительные заводы. Не мог Виктор Иванович сказать Медведеву и о том, что за 20 лет российской власти ни разу в полном объеме не профинансированы государственные программы развития «Забайкалья и Дальнего Востока». Что денежные потоки на местах поменяли свое направление и стали ручейками. Не вина Вячеслава Шпорта, губернатора Хабаровского края, что на подконтрольной ему территории градообразующие предприятия «уплывают» в Москву и в оффшоры. В следствии чего, качество жизни в Хабаровском крае, да и на всём Дальнем Востоке России не улучшается, а порой еще и ухудшается. Следствием чего и стал исход дальневосточников в западные регионы страны. В условиях колониальной по своей сути экономической политики для населения нет причин находиться там, где условия жизни не самые простые.
Виноваты как не странно, не Путин-Медведев-Ельцин, а все граждане бывшего СССР, которым на момент его развала исполнилось 18 лет. Это мы с Вами проспали свою страну и повелись на обманку «общечеловеческих ценностей». Сегодня наша страна де-факто сырьевая колония, которой иметь свою собственную промышленность просто по рангу не положено.
И именно нам с вами надо возвращать нам свою собственную страну. Для чего на следующих выборах не голосовать за партии «зелёных», «белых» и «голубых», а поддержать тех политиков, которые ясно и недвусмысленно скажут, что по приходу во власть, они национализируют центральный банк страны, национальную валюту, природные ресурсы и начнут новую индустриализацию страны. Только в этом случае у государства появятся средства на субсидирование строительство и развитие социальных, инфраструктурных и промышленных объектов в регионе Дальнего Востока, на реальную выплату «северных» надбавок к заработной плате людям, проживающим в этом непростом, но важном для всего государства регионе.
Страна, сама находящаяся в положении колонии, просто не в состоянии развивать свои окраины.
Александр Альдиев