Катастрофы
На минувшей неделе произошло сразу несколько катастроф, наиболее показательными из которых являются авиационная и пожар в интернате для престарелых. В обоих случаях налицо признаки кризиса всей системы: несмотря ни на какие нефтедоллары, в стране нет денег на обеспечение пожарной безопасности наиболее уязвимой части общества - пенсионеров, и опять же ощущается нехватка средств на обеспечение безопасности в гражданской авиации.
Я не большой специалист в этих сферах и поэтому позволил себе процитировать более квалифицированного человека - Олега Смирнова, Заслуженного пилота СССР, бывшего замминистра гражданской авиации СССР: «Я ответственно заявляю: погода не может стать причиной подобного авиапроисшествия. И не является ни в коем случае его оправданием. Действия в плохих метеоусловиях описаны в кипе документов. За годы полетов учтена каждая ситуация. Бывает, самолеты сажают практически вслепую. Но экипаж должен быть к этому готов, натренирован. Это проблема организации летной подготовки.
В авиации любой страны мира вопросом номер 1 всегда была безопасность. Самолет - это снаряд, летящий со скоростью 800 километров в час на высоте 10 километров. И люди, которые управляют этим снарядом, должны обладать соответствующими знаниями, уровнем ответственности, реакцией. Самолет - не автобус: к обочине не припаркуешь. Он либо летит, либо нет. Поэтому в любой стране нынче, и в СССР в прошлом, вокруг безопасности фактически и вертелась вся отрасль гражданской авиации. Тысячи специалистов были заняты этим вопросом: инструкторы, психологи, врачи, преподаватели...
В середине 90-х авиакомпании нашей страны жировали на излишествах летного и инженерно-технического персонала, который образовался после обвального сокращения пассажиропотока. Представьте: в 1992 году мы перевозили 140 миллионов пассажиров. А в следующем году - уже 20! Везде стояли очереди невостребованных специалистов. И все авиакомпании хлопали в ладоши: как же, какая радость - специалистов полно, учить не надо, вон, бери любого и сажай на рейс. И параллельно с этим торжеством безответственности была совершенно заброшена система подготовки специалистов. Ушли из профессии преподаватели, инструкторы: как проживешь на зарплату в две с половиной - шесть тысяч рублей? Поэтому, когда в России начало расти количество авиаперевозок, отрасль оказалась у разбитого корыта.
Каждый год авиации нужны 500 новых спецов, а из стен учебных заведений выходят по 200. И каких? Сейчас летчиков выпускают с налетом в среднем в 60 часов. По международным правилам, для летчика гражданской авиации эта цифра должна быть не ниже 150 часов. А те пилоты, которые летают еще с советских времен, стареют. Они уже все пенсионного возраста… Государственное регулирование авиации осуществляют аж пять структур: Минтранс, Росавиация, Ространснадзор, Росавианавигация и Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Страшное дело, но ни у одного из этих органов не записано в положении, что хоть кто-то из них отвечает за безопасность полетов. Задумайтесь, ни у одного! Нет полномочного органа!
Когда в Россию приезжают представители ИКАО (Международная организация гражданской авиации - ред.), они хватаются за голову: к кому обращаться? Кто главный? Три катастрофы произошли за последнее время, более трехсот человек погибли. Никто за это не ответил, ни одна папаха с голов генералов не слетела. Во всем мире расследованием авиапроисшествий занимается независимый государственный орган. Причем его решения по результатам расследования автоматически становятся обязательными для всех: авиакомпаний, конструкторских бюро. Когда-то так же было и у нас. А что теперь? В предшествующих двух катастрофах комиссию возглавлял министр транспорта, в последнем случае - его заместитель. Фактически они расследуют собственную деятельность! Все, что они напишут в акте, все ошибки, проблемы - это их вина! Это они обязаны были не допустить произошедшего. МАК тоже расследует, по сути, свои же действия. Вспомним трагедию в Иркутске. Ведь это именно МАК выдал тому погибшему Airbus лицензию на право летать с неисправностями, которые и привели к аварии».
Слова бывшего авиационного руководителя процитированы из "Комсомольской правды", издание, несмотря на некоторый налет коммерческой желтизны, до сих пор уважаемое и авторитетное. В советские времена после такой публикации началось бы расследование, по итогам которого автор слов или бы извинялся за сказанное, или были бы приняты решения на устранения выявленных недостатков. Сегодня, вероятнее всего, ничего сделано не будет по той простой причине, что это никому не нужно.
Наследники
В числе возможных приемников Путина в некоторых изданиях стали называть Владимира Якунина, президента ОАО "РЖД" с 2005 года.
58-летний Якунин - выходец из Санкт-Петербурга, где он получил высшее образование и занимался бизнесом после возвращения из США, где работал в дипломатическом представительстве СССР при ООН (1985-1991 годы). Как пишут некоторые издания, на самом деле Якунин был сотрудником советской разведки. В Москву господин он приехал в 2000 году и сразу занял должность заместителя министра транспорта и постепенно вырос до руководителя компании "РЖД".
Кроме того, что господин Якунин руководит третьей крупнейшее российской компанией (после «Газпрома» и РАО «ЕЭС»), он замечен в «связях» с Русской православной церковью, а также Центром национальной славы России и Фондом Святого Андрея Первозванного, созданными после 2001 года с целью пропаганды и поддержки российской культуры и традиций, понимаемых с консервативных позиций. О близости к Путину можно судить по той частоте, с которой главный железнодорожник страны сопровождает президента в поездках по стране. Удивляться этому не приходится, так как РЖД не только возят людей и грузы, соединяет огромную страну, но и является компанией, которой несколько лет назад было поручено заниматься освоением зоны БАМа. Не много не мало.
Выборы и деньги
В канун выборов власть о многом вспоминает и узнает. «Вдруг» исполнительная и законодательная ветви обнаружили, что доходы самых бедных россиян отличаются от доходов самых богатых почти в 20 раз.
Вслед за властью практически все партии решили бороться с бедностью. Традиционные и давние лозунги КПРФ сегодня начертаны на плакатах почти всех партий. Коммунисты для того, чтобы хоть как-то отличаться от своих оппонентов, в такой ситуации решили заняться возрождением науки и спасением традиционной русской культуры.
Бог с ними, с коммунистами, но статистика, которая знает все, говорит о том, что в России очень сильно уровень жизни зависит от места проживания. В богатых на налоги городах и регионах проще получить хорошую специальность, работу и открыть бизнес. Засада в том, что, как выяснилось, несмотря на уверения чиновников о том, что жизнь хорошеет с каждым днем, сокращается число самодостаточных субъектов федерации. В 1998 году таких регионов было 31, сегодня 13.
Путин со товарищами выстраивает вертикаль власти, от которой выигрывает только Москва: столица в начале 90-х давала 10% ВВП страны, а сейчас 20. Если вспомнить, что бюджетная обеспеченность 10 беднейших регионов в прошедшем году составила всего 19,8% от среднероссийского уровня, а у десятки богатейших – 200%, то удивляться вообще ничему не приходится. Крупный бизнес вслед за властью в результате слияний еще больше укрупняется и все более централизуется, регистрируется в Москве, где и платит все налоги.
Интересное дело, есть такой налог на вмененный доход, ставку которого муниципальные власти в зависимости от местоположения предприятия могут менять по своему усмотрению. Есть «красные» улицы, где бизнес идет лучше, там ставка налога выше. Есть спальные район, где торговля не столь выгодна, но все равно нужна людям. Тут ставку налога уменьшают. Власти федеральные для исправления ситуации в масштабах страны делать то же самое под разными предлогами не желают и придумали странную систему субвенций. Если вы не хотите вкладывать деньги в развитие Сибири и Дальнего Востока, а развивать-то надо, вы просто снизьте ставки федеральных налогов для новых промышленных предприятий в этих регионах на десяток лет, и всем будет счастье. «Нет, так нельзя!»,- кричат московские чиновники и раздают милостыню в виде дополнительных субвенций и финансирования по нацпроектам регионам, размер которых зависит от степени лояльности губернаторов, депутатов Государственной Думы федеральной власти и «Единой России».
Рыночными механизмами тут и не пахнет по той простой причине, что крупному бизнесу из столицы нашей Родины, всячески поддерживающему партию власти, не нужно появление конкурентов из регионов даже в отдаленной перспективе.
ххх
Сейчас на просторах российской части Интернета активно обсуждается интервью Олега Дерипаски, главы компании "Русский Алюминий", владельца собственной инвестиционной компании "Базовый элемент", которой принадлежат активы в разных отраслях промышленности. Известный бизнесмен - постоянный участник рейтингов "Форбс " и многих визитов президента России. Интервью дано VIP - бюллетеню "Время Евразии", № 2, 2006 г. Пусть вас не смущает дата публикации - бюллетень , как и само интервью, не предназначены для широкой публики. В интервью очень много информации, которая открывает глаза на процессы, которые происходят не только в России, но и вокруг нее. В контексте вышесказанного стоит привести несколько прямых цитат.
Власть: «Прежде всего это группа людей, элита, способная принимать решения и их реализовывать… Во-первых, это должны быть экономически эффективные решения. Во-вторых, это должны быть решения по эффективному управлению политическими структурами, госаппаратом. Понимаете, глава госаппарата - не обязательно реальный лидер страны. Он может лишь использовать полномочия тех, кто имеет реальную власть. Он может быть, например, наемным менеджером, отвечающий за координацию действий различного бизнеса в регионе, за паблисити бизнеса и государства. Название несущественно - президент, премьер или еще как-либо.
Когда я говорю бизнес - я имею в виду, конечно, крупный бизнес. Мелкий и средний всего лишь обслуживают население, и их влияния на технологии власти не существует, и не должно такого влияния быть. Скорее наоборот, власть выстраивает мелкий бизнес так, как ей нужно в данный момент. Мы в России прошли большой путь по осознанию технологий формирования власти. Мы учились. Наш путь из всех стран СНГ - самый успешный. Так и должно было быть, учитывая ресурсы России… Российская власть сформировалась окончательно недавно, всего год - два. Это то время, когда в структуру власти перестали пролезать люди неадекватные, сколотившие капиталы на "игре в рулетку ", а не на системном подходе. Сейчас они все удалены прочь - кого уже нет совсем, кто сидит в лагерях, но большая часть проживает остатки денег за границей…
Так вот именно сейчас российская власть, то есть люди, способные принимать решения, принимают их таким образом, чтобы выстраивать систему управления госаппаратом, масс-медиа, и прочим элементами управления… И хорошие менеджеры для этого нашлись…. Президент России - это своего рода топ-менеджер, управляющий всей страной. Он умный, адекватный человек, никогда не превышающий пределы своих полномочий. Заметили, как заработал госаппарат в Белом Доме, как работает прокуратура, суды, спецслужбы, как работают российские телеканалы и газеты? Просто блестяще! Все помогает экономике, бизнесу, а не мешает нам, как было еще недавно. Под это можно давать деньги, что мы и делаем…."Мы " - это российская реальная власть. Крупный бизнес - это часть нашей технологии…. Все те, кто последовательно объединился вокруг первого президента России Бориса Николаевича Ельцина, кто взял на себя смелость принимать тяжелые экономические и социальные решения. Вопреки тем попыткам играть на популизме того времени, которых было огромное количество…».
О демократичности российской власти: «Куда уж демократичнее. Если, конечно, откинуть всякие сказки о демократии, якобы кто-то что-то решает, зайдя в кабинку для голосования. На самом деле кабинки существуют для того, чтобы население имело возможность туда заходить - торжественно, под звуки музыки. Это население должно надолго запоминать то, что они имели демократическую возможность поставить галочку в любом месте, где захотят. Это элемент стабилизации общественных процессов. Совершенно ясно, что экономика, крупный конкурентоспособный бизнес не могут пойти на такой великий риск - произвольное назначение менеджеров госаппарата, как бог на душу положит. Ни в одной западной стране нет такого произвола, а у нас на среднем уровне управления страной он некоторое время он был. Это сильно мешало власти и бизнесу. Теперь риск устранен, да и кадры отстоялись.
Кадры для управления страной и государством необходимо тщательно подбирать. Госменеджер должен быть, во-первых, адекватным. Прежде в понимании приоритета бизнеса в государстве. Во-вторых, он должен быть профессиональным. В этом случае он имеет все шансы на поддержку власти, в том числе на достойное материальное стимулирование. К сожалению, еще есть области России, где это не до конца отрегулировано. Москва, например, там было очень хорошее начало заложено при первом мэре Гаврииле Харитоновиче Попове. Его недопоняли, посчитали пропагандистом коррупции, и человек ушел. Москва до сих пор живет по его заделу, но в госаппарате Москвы царит форменный бардак, поддерживаемых городскими властями. Из-за этого крупный бизнес в Москве невозможен - риск слишком велик. И во главе Москвы стоят неадекватные люди, жадные, к тому же… Лужков - это один из последних оставшихся, кто вряд ли соответствует своему месту…».
О коррупции и стимулировании чиновников: «Нигде в мире чиновники, в том числе правоохранительных ведомств, судьи, не живут на мизерную зарплату из бюджетной кассы. Если человек правильно понимает все, если он задействован в какой-либо технологии властных действий - ему согласуется уровень личных доходов, и жизнь его и его семьи обеспечивается очень хорошо. Фильмы и блокбастеры о борьбе с коррупцией - это для широкого охвата населения, своеобразный паблисити государства. Так и у нас, и в Америке, и везде. К тому же коррупция - это не тот случай, когда крупный бизнес платит зарплату и обеспечивает личный доход госфункционера. Коррупция - это когда госфункционер сам произвольно берет, где хочет и когда хочет».
О выходцах из спецслужб: «Если кругозор человека позволяет - даем ему работу с соответствующим уровнем компетенции. У советского КГБ были прекрасные наработки по поддержанию политической и социальной стабильности… Мы берем в структуры управления только тех выходцев из силовых структур, которые понимают приоритетность финансовых механизмов власти. То есть признают наше лидерство. Если же бывший ГБ-шник, даже с большим опытом, не имеет кругозора и не понимает, что он должен верно служить реальной российской власти - шансы его нулевые».
О необходимости оппозиции: «Нужна обязательно. Иначе технология управления массами становится неполноценной. В России, например, нам удалось сформировать немаргинальные оппозиционные группы и хорошо ими управлять. Функционеры их полностью наши, и хорошо оплачиваются нами… Такая технология на сегодня используется в большинстве богатых стран Запада. В Америке, правда, существует две мощные элиты, имеющие что-то вроде договора о поочередности власти, внешне это выглядит, как наличие неуправляемой оппозиции, но это не так. Это явление уникальное, и обеспечено оно функцией США, как мирового эмиссионного центра».
Роль Общественной палаты: «Это отличный паблисити государства. Правда, там некоторое время будут отсеиваться неадекватные люди. Те, кто останутся, будут понимать - сюда идти можно, сюда - нельзя. Вот почистить генералитет армии - надо. Пожалуйста: сразу возникает громкое дело по дедовщине. Общественная палата тут как тут. Генералы не дернутся даже. И таким образом дальше».
Александр Альдиев