На днях в распоряжении редакции «Новой газеты во Владивостоке» оказался любопытный документ. Но прежде чем приступить к его плотному изучению, хотелось бы напомнить уважаемой аудитории об одном недавнем событии, которое уже, очевидно, забылось — даже не в силу нашей короткой памяти, а по причине того, что в разгар политической лихорадки те или иные, пусть даже значимые события нагромождаются одно на другое, комкаются и стираются.
Так вот, напомним, что в середине января состоялась судьбоносная встреча премьер-министра Владимира Путина с «чрезвычайным» министром Сергеем Шойгу. Об этом много рассказывали в теленовостях, но (!) — только о факте самой встречи, а не о сути. Все, что стало известно публично, — лишь то, что, выполняя осеннее поручение премьера, Сергей Кужугетович подготовил ряд предложений по развитию восточных регионов России. А единственным озвученным из представленных предложений стало оглашение идеи создания очередной госкорпорации — теперь «Корпорации развития Востока России». Из секретариата премьера зафиксированные в письменном виде предложения попали в секретариат первого вице-премьера Игоря Шувалова, а уже оттуда несколько десятков экземпляров были разосланы разным адресатам: в Минрегион, Минэкономразвития, Минфин, обратно в МЧС, а также в целый ряд иных федеральных органов власти, включая и полпредства президента.
Полагаем, что жители Приморья, как и другие дальневосточники, имеют право ознакомиться с тем, что день грядущий (а точнее — власть грядущая) нам готовит. Тем более что радоваться, во всяком случае, на наш взгляд, особенно нечему.
На днях в распоряжении редакции «Новой газеты во Владивостоке» оказался любопытный документ. Но прежде чем приступить к его плотному изучению, хотелось бы напомнить уважаемой аудитории об одном недавнем событии, которое уже, очевидно, забылось — даже не в силу нашей короткой памяти, а по причине того, что в разгар политической лихорадки те или иные, пусть даже значимые события нагромождаются одно на другое, комкаются и стираются.
Так вот, напомним, что в середине января состоялась судьбоносная встреча премьер-министра Владимира Путина с «чрезвычайным» министром Сергеем Шойгу. Об этом много рассказывали в теленовостях, но (!) — только о факте самой встречи, а не о сути. Все, что стало известно публично, — лишь то, что, выполняя осеннее поручение премьера, Сергей Кужугетович подготовил ряд предложений по развитию восточных регионов России. А единственным озвученным из представленных предложений стало оглашение идеи создания очередной госкорпорации — теперь «Корпорации развития Востока России». Из секретариата премьера зафиксированные в письменном виде предложения попали в секретариат первого вице-премьера Игоря Шувалова, а уже оттуда несколько десятков экземпляров были разосланы разным адресатам: в Минрегион, Минэкономразвития, Минфин, обратно в МЧС, а также в целый ряд иных федеральных органов власти, включая и полпредства президента.
Полагаем, что жители Приморья, как и другие дальневосточники, имеют право ознакомиться с тем, что день грядущий (а точнее — власть грядущая) нам готовит. Тем более что радоваться, во всяком случае, на наш взгляд, особенно нечему.
Приводим этот документ с некоторыми сокращениями, сделанными в силу газетных возможностей.
«Восточная Сибирь и Дальний Восток (далее — Восток России) являются ключевыми стратегическими территориями в долгосрочной перспективе: более 60 % территории, около 70 % разведанных и прогнозных запасов природных ресурсов, всесезонный выход в Тихий океан и Арктику, «буферная территория» в условиях потенциальных ТВД (театры военных действий. — Прим. ред.) в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Существующие тенденции (отток населения, зависимость большей части территории от сезонных поставок материально-технических ресурсов, «пробки» на БАМе и Транссибе), а также беспрецедентный рост экономического потенциала геополитических конкурентов вблизи восточных границ России требуют незамедлительного разворота инвестиционной и социальной активности на Восточном направлении.
Согласно предварительным оценкам, до 2020 года потребуется создание около 5 млн рабочих мест, около 30–32 трлн руб. инвестиций в основные фонды и по меньшей мере 3-кратный рост ВВП на территории от западной границы Красноярского края до Тихого океана.
В силу малого масштаба и низкой конкурентоспособности существующих производительных сил Востока России (производительность труда в 3 раза ниже, чем в развитых странах, обеспеченность инфраструктурой в 4 раз ниже, цена рабочей силы в 5 раз выше, чем в странах АТР) опора только на федеральные и тарифные инвестиции в развитие инфраструктуры региона малоэффективна и стимулирует иждивенческую политику субъектов Российской Федерации Востока России. Модель экономического роста прошлого десятилетия, основанная на высоких ценах на углеводороды и использовании недозагруженных мощностей, построенных еще во времена СССР, практически исчерпала себя.
В связи с этим предлагаемая базовая модель для развития Востока России — «распечатывание кладовой» природных ресурсов и проведение эффективного «индустриального маневра» за счет частных и государственных инвестиций, направленных на рост внутреннего потребления и поставки продукции на быстрорастущие рынки стран АТР. Фактически это база для опережающего развития инфраструктуры и дальнейшего инновационного развития территории. Такая модель доказала свою эффективность на многих территориях с «северным» климатом и малой численностью населения — Канада, штат Аляска (США), Норвегия, Швеция, Финляндия — и является альтернативой попыткам мобилизационного развития Востока России в период СССР.
Целый ряд экспортноориентированных проектов на Востоке России (производство металлургической, лесной, угольной, машиностроительной, рыбной и сельскохозяйственной продукции) потенциально конкурентоспособны по сравнению с альтернативными поставщиками из Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, Африки и стран Западного полушария. Дополнительным источником экономического роста может быть использование транзитного потенциала Востока России между странами АТР и ЕС (15–30 млн тонн в год контейнерных перевозок из Японии, Кореи, Китая в ЕС через Транссибирскую магистраль, БАМ и Северный морской путь — альтернатива транзитным проектам без участия России — ТRАСЕСА, «Добрая Надежда» и т. д.).
Фрагментарно эта модель практически реализуется: проекты Сахалин, ВСТО, Эльга-уголь. Обсуждаются и разрабатываются проекты масштабных поставок газа и электроэнергии в Китай, Японию и страны Корейского полуострова, проект РЖД «Транссиб за 7 дней» и БАМ-2, Трансконтинентальная магистраль и другие. Имеется большое количество стратегий и программ в отношении Востока России, но они не смогли кардинально развернуть ситуацию и не были скоординированы.
Для запуска модели «индустриального маневра» потребуется особый режим развития в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, оформленный специальным федеральным законом, который целесообразно принять уже в 2012 году.
Предлагаемые механизмы для привлечения трудоспособного населения России на Восток:
1. Льготное ипотечное и автокредитование с возможностью списания задолженности за кредит на приобретение жилья (автомобиля) после 10 (5) лет работы на приоритетных проектах.
2. Безвозмездное предоставление в пользование земельных участков для участников фермерских хозяйств (до 50 га) с возможностью перехода в собственность после 10 лет общественно-полезной деятельности.
3. «Восточный капитал» — «подъемные» переселенцам при устройстве на работу в районы формирования новых промышленных центров, связанные с переездом (порядка 100 тыс. руб.).
4. Ежегодный бесплатный перелет в любую точку России и обратно для переселенца и членов его семьи.
5. Типовые решения для малого бизнеса, например, связанные с энергообеспечением на основе вторичного использования и утилизации промышленных и бытовых отходов и возобновляемой энергетики.
Также потребуется определенная либерализация миграционного законодательства для переселенцев на Восток России из стран Таможенного союза и Евразийского союза — ускоренное получение гражданства России, а также масштабная общенациональная пропаганда предпринимательства на Востоке России, в том числе создание специализированного телеканала и единой справочной службы.
Предлагаемые механизмы для инвесторов на Восток России — налоговые льготы, снижение барьеров допуска иностранных инвесторов в проекты (до 50 % при условии гарантий спроса на продукцию, привлечения проектного финансирования и открытия своего рынка для розничных продаж в странах АТР для российских партнеров), а также создание специализированных институтов развития:
1. Корпорация развития Востока России (своеобразный аналог Ост-Индской компании), которую целесообразно уполномочить управлять недрами из нераспределенного фонда, землями, водными, лесными, рыбными ресурсами (с возможностью создания совместных предприятий с инвесторами), а также формировать условия обременения для инвесторов и концессионеров в отношении приватизируемого государственного имущества на территории Востока России для развития транспортной, энергетической, социальной и иной инфраструктуры.
2. Инфраструктурный фонд развития Востока России — организация, аккумулирующая средства от продажи лицензий недр на Востоке России и реинвестирующая их в инфраструктурные проекты.
3. Банк развития Востока России — коммерческая организация с участием российских (например ВЭБ, ВТБ, Сбербанк) и международных кредитных организаций для долгосрочного финансирования индустриальных проектов.
4. Центр стратегических разработок «Восток» — организация, работающая в увязке с отраслевыми, территориальными институтами, бизнесом, органами власти, представителями общественности и международными организациями для выработки направлений оптимального развития производительных сил и системного регулирования.
Данные предложения могут органично вписаться в рамки административной реформы и децентрализации управления экономикой, а также оказать содействие в активной реализации международных проектов России в рамках АТЭС и ВТО».
…Создание очередной госкорпорации в формате «Роспил», конечно, не может не радовать, особенно тех, кто к этой корпорации с предполагаемыми триллионными оборотами будет предельно близок. Однако если говорить серьезно, то даже при первом, не глубоком прочтении возникают многочисленные вопросы.
Почему все предложения (и льготы) заточены под так называемых переселенцев, а о тех, кто живет здесь всю жизнь, власть в очередной раз забыла? Почему, опираясь на исторические примеры, Шойгу не ссылается на опыт Столыпина (столь любимого, к слову, нынешним премьер-министром), который ровно век назад сумел организовать грандиозную переселенческую программу? Почему в качестве образца, пусть даже условного, взята Ост-Индская компания? Может быть, здесь ответ в том, что последняя не только имела грандиозные налоговые льготы, но еще и от имени короны фактически управляла многими английскими колониями в минувшие века?
Эти «почему» можно задавать до бесконечности, что, очевидно, сейчас и делает каждый из читателей, ознакомившихся с очередным «высоким» прожектом.
Нам же видится симптоматичным другое: в рассылке, ушедшей из офиса Шувалова, адресатам строго предписывается доложить свои предложения в срок до 15 февраля. Знаковая дата. Потому что, как сообщают хорошо информированные источники, к концу месяца ожидается визит во Владивосток кандидата в президенты РФ, действующего премьер-министра Владимира Путина. Надо полагать, что он приедет не только для того, чтобы посмотреть на строящиеся мосты, особенно в предвыборное-то время. Необходимо оглашать новые стратегические планы развития гигантского региона, что делать с которым, власть, по большому счету, до сих пор не очень хорошо понимает.
Так что, если при оглашении этих планов вы услышите знакомые нотки, не удивляйтесь…
ПОД ТЕКСТ
За компетентным комментарием мы обратились к заведующему кафедрой ВГУЭС доктору экономических наук Александру Латкину:
— В принципе, появление такого плана действий — пусть хоть такого! — радует: это означает, что федеральная власть все-таки осознает всю глубину и важность, скажем так, дальневосточного вызова.
Что же касается конкретного наполнения… Вспомните прошлую осень, когда первый вице-премьер Игорь Шувалов буквально жил во Владивостоке. Сколько разных встреч он провел, на каких только мероприятиях не побывал! Но встретился ли он хоть раз по-серьезному с бизнес-сообществом, с учеными, экономистами?
Я, конечно, понимаю, что из Москвы далеко видно. Но я вовсе не убежден в том, что исключительно в Москве можно изобрести панацею от всех бед. Отсюда — и непонимание многих происходящих процессов. Не секрет ведь, что, несмотря на все, а их черт знает сколько было, федеральные программы, Дальний Восток на наших глазах превращается в пустыню.
Что из региона продолжается мощный отток населения, остановить который пока был не в силах ни один президент или премьер. Ну так значит, начинать нужно именно отсюда! Первая и главная задача — закрепить имеющееся население в краях и областях региона! А уж потом только думать о переселенцах, иначе ведь и они, видя перед собой показательный пример, сбегут отсюда при первой же возможности.
Что тут можно было бы сделать? Рецептов (ни один из которых я, к сожалению, не нашел в этом документе) масса. Назову лишь те, что лежат на поверхности. Во-первых, радикальное изменение в налогообложении — да-да, на отдельно взятой территории, и не надо этого бояться. Мы все, к примеру, платим ЕСН (единый социальный налог), и весьма существенный. Ну так давайте сделаем так, что человек, проработавший в регионе 5 лет, платит на 25 % меньше, 10 лет — на 50 % меньше и т. д. Цифры не абсолютные, тут можно спорить, но ведь мы говорим о том, как сделать территорию привлекательной для проживания?
Во-вторых, давайте раздадим людям землю. Чем привлек людей Столыпин? Как американцы продвигались на запад? Этот рецепт известен давным-давно, сколько ж можно изобретать велосипед?.. Но только под словом «раздать» надо понимать именно «раздать», т. е. бесплатно и без ненужных чиновничьих условий и обременений (за исключением разумных — это тоже не трудно найти в историческом опыте). Поверьте, это не нами придумано: человек, имеющий землю в собственности, отрывается от нее с большим трудом. Я догадываюсь, чиновники тут будут стоять насмерть — во Владивостоке, вон, даже с выделением земли для многодетных семей скандал разгорается. Но если мы эту проблему не решим, грош цена всем громким планам и обещаниям; с ними будет то же, что и с многочисленными предыдущими «федеральными», «целевыми» и всякими прочими программами.
Далее. Необходимо радикально повышать комфортность проживания на территории. Если брать Владивосток, то ему, конечно, повезло. Новые дороги, мосты, водоводы, аэропорт, реализация важных экологических проектов — все это, конечно, очень и очень существенно. Но Владивосток — не единственный город в регионе. И, кроме того, комфортность проживания определяется еще и другими, не менее принципиальными вещами. А здесь у нас провал, особенно на таких направлениях, как здравоохранение и безопасность. Можно сколько угодно говорить о покупке новых томографов или о строительстве ультрасовременного медицинского центра на Русском. Но давайте зададимся простым вопросом: сколько приморцев получило за последнее время те или иные медицинские услуги в Китае (в той же, простите, Суньке), в Южной Корее, в Сингапуре? Как только у человека появляются хоть какие-то копейки, он сразу бежит из Приморья спасать свое здоровье на стороне. Разве это не показательно? То же самое с безопасностью. Нужно ли мне вам читать лекцию об «эффективности» работы нашей милиции-полиции? Смешно, да?.. На самом деле, конечно, вовсе не смешно…
Я назвал только малую часть ключевых вопросов. Конечно, их намного больше. И они требуют серьезного осмысления и подхода. Такого подхода, который учитывал бы как реальные потребности населения, так и реальные рычаги для того, чтобы это самое население здесь сберечь. Для этого нужны трезвость ума и холодный расчет. Но ни в коем случае не шапкозакидательские настроения, которые у нас проявляются излишне часто, когда речь заходит о тех или иных «инвестиционных» проектах. Несложно ведь вспомнить то, что торжественно и официально оглашалось буквально пару лет назад: 2013–2014 годы — пуск нефтеперерабатывающего завода под Находкой, завершение строительства грандиозных верфей в южном Приморье и спуск на воду первых судов и т. д. Да там же везде еще фактически конь не валялся...
Поэтому, формируя любую новую программу, нужно исходить из ясных и четких предпосылок: хватит хрустальных замков. Хватит громких обещаний. Нужны реальные, взвешенные, продуманные шаги. Пусть они будут не очень громкими и эффектными, главное, чтобы были выполнимыми и эффективными.
Островский Андрей
Источник