Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке не сможет переломить негативные демографические тенденции на Дальнем Востоке и в отдельно взятом Приморском крае. Такие оценки прозвучали на круглом столе, прошедшем в Дальневосточном федеральном университете и посвященном взаимосвязи саммита и трудовой миграции.
Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке не сможет переломить негативные демографические тенденции на Дальнем Востоке и в отдельно взятом Приморском крае. Такие оценки прозвучали на круглом столе, прошедшем в Дальневосточном федеральном университете и посвященном взаимосвязи саммита и трудовой миграции.
С одной стороны, стройки саммита АТЭС, давно видимые невооруженным глазом (прежде всего имеем в виду мосты), не могут не впечатлить даже отъявленных скептиков. С другой стороны, скептики — они на то и скептики (или «хорошо информированные оптимисты»), чтобы суметь везде найти повод для сомнений. Раньше скепсис, связанный с саммитом АТЭС, касался в основном реалистичности заявленных планов. Хватит ли студентов и преподавателей для федерального университета? Не перенесут ли саммит в Санкт-Петербург? Успеют ли построить мосты?
Вопрос соблюдения и/или возможного срыва графиков строительства актуален и сегодня. Так, не далее чем на днях глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин посетил Владивосток и, попрощавшись, между прочим, с бараком своего детства (знаменитый дом на Гамарника, 18-б вскоре должны снести), оценил ход подготовки к саммиту. «Ряд объектов саммита АТЭС-2012 во Владивостоке строят с отставанием от графиков строительства от одного до семи месяцев», — сообщила пресс-служба Счетной палаты по итогам этой поездки.
Но, с другой стороны, даже если мосты не будут сданы к сентябрю 2012 года (именно к такому варианту, кстати, мягко готовит общественность полпред президента в ДВФО Виктор Ишаев), трагедии не случится: не сдадут в срок — сдадут на полгода или год позже. Может, оно и к лучшему — тщательнее будут технологии соблюдать, а высокие гости преспокойно доберутся до Русского «вертушками» или катерами. И, кажется, даже самые ярые пессимисты почти перестали предрекать перенос саммита из Владивостока в Петербург.
Сегодняшний скепсис экспертов связан с другими опасениями. Да, пусть стройки более или менее благополучно завершатся, а саммит в сентябре следующего года успешно состоится, однако в том, что население Приморья вследствие этого прекратит убывать, по-прежнему остаются, мягко говоря, сомнения. «Объекты саммита не создают новых рабочих мест для населения на перспективу», — считает доктор экономических наук профессор Школы экономики и менеджмента ДВФУ Наталия Кузнецова. Да, сам процесс строительства вызвал в Приморье некоторое оживление. Сейчас, по данным Кузнецовой, на стройках саммита задействовано около 28 тысяч работников, половина из которых — приморцы, четверть — жители других регионов России, еще четверть — граждане ближнего и дальнего зарубежья. Но все эти «мавры» сделают свое дело и уйдут. Тогда как новых производств нет, а качество жизни не улучшается. Создание ДВФУ, вероятно, повысит степень «капитализации человеческих ресурсов», но количество рабочих мест университет сам по себе тоже не увеличит, сетует Кузнецова. Саммит не сможет изменить плачевную демографическую обстановку на Дальнем Востоке, где сохраняются как «естественная» убыль, то есть от превышения смертности над рождаемостью, так и миграционная — молодежь активно уезжает в Москву и дальше, потому что здесь «нечего ловить». Нужно улучшать социально-экономическое состояние региона, строить новую производственную базу — только тогда может начаться ощутимый миграционный приток, говорит Наталия Кузнецова.
Директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов кандидат экономических наук Юрий Авдеев еще более категоричен: «О чем можно говорить, если во всей стране в последние 20 лет уменьшается население? Да, деньги сюда вкачиваются, а люди отсюда разбегаются!» Юрий Алексеевич припомнил благополучно почившую программу «переселения соотечественников» (поначалу тогдашний полпред президента в ДВФО Исхаков смело заявлял о мифических 18 млн переселенцев, потом ожидания резко уменьшились, но в итоге не сбылись даже самые умеренные прогнозы): никто не подумал как-то увязать эту программу с запланированными стройками саммита. Другой пример, приведенный Авдеевым: «В строящихся во Владивостоке гостиницах создается 7,5 тысячи рабочих мест, скоро будет объявлен конкурс на управляющих и менеджеров. Почему город или край заранее не объявили среди местной молодежи конкурс на стажировки в крупнейших гостиницах мира, чтобы они уже сейчас вернулись оттуда специалистами и могли занять эти вакансии?» По почти апокалиптическому прогнозу Авдеева, построенные для саммита объекты инфраструктуры «будут стоять мертвыми». И причина здесь в том, что федеральный центр больше занимался именно «подготовкой к саммиту» как таковой — задачей отвлеченной. Хотя из уст руководителей государства не раз звучали правильные слова о том, что саммит должен стать лишь поводом для развития Приморья, эти слова так и остались словами, следует из заявлений Авдеева. Он считает, что надеяться на федеральный центр малоперспективно и следует выдвигать актуальные инициативы снизу. Сославшись на презентованную не так давно стратегию развития Владивостока, Юрий Авдеев привел основополагающий, по его оценкам, критерий — соотношение стоимости инфраструктуры и человеческого капитала в конкретном городе. Оказывается, во Владивостоке стоимость городской инфраструктуры составляет всего 2,4 % от стоимости человеческого капитала. То есть, грубо говоря, во Владивостоке почти ничего нет, кроме людей. В Москве, продолжил профессор, этот же показатель равен уже 8,7 %, а в Лондоне — 25%. Чтобы довести стоимость инфраструктуры Владивостока хотя бы до столичных 8 %, нужно вложить в нее еще около 1 трлн 400 млрд рублей (сравните с 600 млрд рублей на саммит, в которые к тому же входят гигантские затраты на сахалинский газопровод и другие не владивостокские стройки). Почему-то в то, что подобные суммы откуда-то возьмутся, веры нет. Да и другим городам надо же как-то жить и развиваться — они могут справедливо возмутиться тем, что федеральное внимание приковано почти исключительно к Владивостоку.
Экс-руководитель краевой миграционной службы Сергей Пушкарев, ныне возглавляющий региональную общественную организацию «Консультативный центр по вопросам миграции и межэтнических отношений», предлагает искать ответ на вопрос «Как нам обустроить Приморье?» в прошлом: сначала сюда ехали за землей, потом — за «длинным рублем», кто-то оседал… «Появилась идея создания свободной экономической зоны «Находка» — сюда поехали люди с запада, умерла идея — люди уехали назад. Появилась идея технопарка в Партизанской долине — опять поехали, идея не состоялась — поехали назад… Сначала сюда должен прийти капитал, появиться рабочие места. Без этого, несмотря даже на квартиры и дороги, не поедут», — считает Пушкарев.
Получается, была у нас госпрограмма переселения соотечественников — и провалилась. Потом придумали саммит АТЭС, но и он не в силах привлечь сюда население из других регионов и закрепить местное, тем более что по всей стране людей становится меньше и меньше. Саммит, конечно, дело куда более масштабное, чем мертворожденная программа переселения: он по крайней мере оставит о себе память в виде конкретных объектов, хотя с новыми рабочими местами действительно напряженка. Другое дело, что, например, в Большом Камне и Шкотовском районе должны быть построены две огромные верфи (формально они даже входят в список объектов саммита). Или, скажем, взять строительство нефтехимического комплекса под Находкой, а также газохимического предприятия и завода СПГ в Перевозной — эти стройки должны вот-вот начаться. Они как раз и должны создать те самые рабочие места (пусть не в самом Владивостоке), о недостатке которых беспокоятся эксперты круглого стола. Но, конечно, превращение Владивостока в 5–7-миллионный, как поначалу говорил губернатор Дарькин, или хотя бы полуторамиллионный, как он же говорил потом, мегаполис все равно выглядит проектом ненаучно-фантастическим.
Авченко Василий
http://www.novayagazeta-vlad.ru/108/Obshchestvo/Dengivkachivayutsyaalyudirazbegayutsya