Близкие проблемы Дальнего Востока

Есть одно золотое правило, которому следовало и следует не одно поколение руководящих работников. При советской власти это правило работало как закон. Если руководитель региона, города или даже предприятия публично говорил о тех или иных проблемах, то можно было быть уверенным, что он знает, как эти проблемы решить.

У Бориса Ельцина была одна проблема - коммунисты мешают проводить реформы, но он, всенародно избранный, все равно не свернет с пути демократических и рыночных преобразований. И, в общем-то, Борис Николаевич с этой задачей успешно справлялся.

С пути реформ он не свернул и за годы своего руководства так ухандокал Россию, что никакое татаро-монгольское иго в сравнение не идет. Владимир Владимирович снискал себе популярность в народе тем, что сразу заговорил не о каких-то абстрактных злонамерениях коммунистов, а о конкретных проблемах, с которыми сталкивается большинство граждан. Он говорил о произволе чиновников, о бедности населения, о необходимости укрепления государственной дисциплины и борьбе с преступностью. И все говорил правильно. Поэтому у людей, которые с надеждой внимают правильным речам, срабатывает стереотип: если говорит, значит, сделает.

Именно в этом, по-моему, и кроется секрет небывалой популярности Президента, тем более что кое-что на самом деле делается: немного повысили зарплаты бюджетникам и пенсии,  погасили по ним долги. Правда, рост цен съел почти всю материальную выгоду.

Но и при Ельцине, и при Путине исполнительные и законодательные федеральные власти в Москве никогда не говорят о проблемах, которые стоят перед населением дальневосточных регионов России. Принято считать, что и перед Москвой и перед городами Дальневосточного региона стоят одни и те же проблемы. Сильные руководители эти проблемы решают, а слабые нет.

Следуя этой логике, Лужков - сильный и опытный руководитель, потому что при нем среднедушевой доход жителя Москвы свыше 11,5 тыс. рублей в месяц, и все дома отапливаются и освещаются. А вот Ноздратенко -- слабый руководитель, и именно поэтому год назад в крае были серьезные перебои с тепло -- и энергообеспечением, а среднедушевые доходы были чуть выше 2 тысяч рублей. В средствах массовой информации много писали об успехах Москвы и о бедах Владивостока. Поэтому жители других регионов, исходя из этой информации, могли сделать вывод о качестве своей жизни и в связи с этим дать оценку руководству своего региона.

Например, жители Хабаровского края вправе считать, что губернатор Хабаровского края лучше, чем приморский руководитель, потому, что зимой дома не отключались от тепла и света, но хуже чем московский мэр, т.к. среднедушевой доход в крае на 9 тысяч рублей меньше, чем в Москве?

Одно время, руководители регионов учились у Лужкова хозяйствовать и стремились походить на него. Они явно льстили, думая, наверное, что Лужков станет Президентом, так как учиться, в общем-то, было нечему. Если бы, допустим, в Комсомольске-на-Амуре  было бы сосредоточено более 80% всех финансовых ресурсов страны, как сейчас в Москве, то я уверен, что комсомольчане добились бы значительно больших успехов, чем москвичи. Потому что в Москве давно уже не вкладывают деньги в развитие производства и немалые доходы городского бюджета идут на развитие торгово-посреднической инфраструктуры.

При этом темпы падения промышленного производства в Москве значительно выше, чем  по России. Некогда известный на всю страну АЗЛК остановился, а ЗИЛ дышит на ладан. Пути социально-экономического развития Москвы не могут являться примером для других России, а для дальневосточных регионов тем более.

Например, проблема бедности для Москвы стоит очень остро, как и везде, т.к. треть населения города живет за чертой бедности. Московские власти пытаются решить проблему бедности через создание условий развития малого предпринимательства. Президент в своем послании Федеральному Собранию этот рецепт борьбы с бедностью предложил для всей страны. Но, что хорошо для Москвы, для Хабаровского края неприменимо. Объясню почему.

Развитие малого бизнеса в Москве является средством перераспределения доходов через оказания услуг тем, кто живет очень хорошо. Напомню, что среднедушевые доходы в Москве свыше 11,5 тыс. рублей в месяц. То есть уже созданы условия для создания новых  магазинов, ресторанов, кафе, салонов красоты, посреднических фирм, коммерческих объединений аудиторов, риэлторов, юристов и т.д.

А в Хабаровском крае, где за месяц среднедушевые доходы на 9 тысяч рублей меньше, сколько ни создавай магазинов, ресторанов, парикмахерских - потенциальных посетителей не прибавится. Для существующего уровня доходов населения региональный рынок услуг малого предпринимательства насыщен. Замечу, что малое предпринимательство более чем на 80% состоит из предприятий, которые оказывают услуги, и эти услуги нельзя использовать как товар при межрегиональной торговле. Нам нужны малые предприятия, производящие товары, которые можно перевозить в другие регионы. Но они должны быть оснащены самыми современными технологиями, иначе они не смогут успешно конкурировать на рынке.

Но даже развитие товарного малого предпринимательства практически ничего не дает населению Дальнего Востока. Даже если произведут товар, то сразу возникнет вопрос: кому продать? Для торговли с Европейской частью России препятствием встают высокие транспортные тарифы, для торговли с зарубежными соседями - таможенные пошлины.

Да, и в Москве, и в центральной России, и в Сибири и на Дальнем Востоке одна и та же беда: остановлены предприятия, нет работы, миллионы людей живут в нищете, дети и старики не имеют должной социальной защиты. Но практические проблемы, которые должны решать власти у каждого региона разные.

Умение разглядеть специфику региона, правильно поставить вопросы, требующие действенных мер в федеральном центре и добиться их решения - вот на чем должны проверяться местные власти. Хватит жить по принципу: у нас хорошо потому, что у соседей еще хуже. Если с этих позиций рассматривать проблемы, стоящие перед Комсомольском-на-Амуре, то сначала надо ответить на вопрос: почему 70 лет назад советская власть в очень трудное для страны время, не считаясь с материальными затратами, приняла решение среди болот и тайги построить новый город, основу экономики которого составили объекты оборонного комплекса. Ведь легче было бы построить новые промышленные предприятия в обжитых областях центральной России, Урала, Сибири. Да и на территории Дальнего Востока можно было бы привязать новые предприятия к уже действующей инфраструктуре. И в этом случае все решалось бы гораздо быстрее и дешевле.

Но в то время решения принимались исходя не из сиюминутной материальной выгоды, а с учетом интересов будущих поколений. Правительство СССР понимало, что  для того чтобы навсегда закрепить дальневосточные территории за Россией, надо не только обеспечить их надежную охрану, но и с максимальной эффективностью освоить эти территории, сделать их важной составной частью экономического пространства России.

За годы советской власти наш город стал одним из центров оборонной промышленности страны. На предприятиях города работали десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, которые создавали самые современные средства вооружения по уникальным технологиям. Развивались предприятия легкой и пищевой промышленности. Учреждения культуры, здравоохранения, образования, да и все городское хозяйство работали стабильно на высоком уровне.

С разрушением Советского Союза оборонная политика государства в корне изменилась. Мы теперь по официальной версии, настолько дружны со всеми, что у нас нет необходимости вкладывать большие средства в обеспечение обороноспособности страны. Лично я думаю, что друзей и врагов у нас за последние 10-12 лет не прибавилось и не убавилось. Просто денег у государства на оборону очень мало, и Президент и правительство  вынуждены проявлять активное миролюбие и бросать на произвол оборонную промышленность.

За последние 10 лет бюджет страны уменьшился, по самым скромным подсчетам,  в 10 раз. Если 12 лет назад более 90% ВВП распределялось через государственный бюджет, то теперь не более 25%, а в странах Западной Европы через бюджет распределяется более 50% ВВП. Поэтому они могут ориентировать в нужном направлении  свою оборонную промышленность, а Россия не может? В советское  время на оборону  расходовалось до 250 млрд. долларов, теперь в 10 раз меньше. Отсюда вывод: развитие Комсомольска-на-Амуре на основе увеличения оборонных заказов -- это утопия.

Переход оборонных предприятий на массовое производство гражданской продукции невозможен из-за особой уникальности технологий оборонных предприятий, которые абсолютно не приспособлены для выпуска гражданской продукции. Безусловно, соответствующие мощности какое-то время будут задействованы, но это только на очень ограниченный срок. Да и то при особых внешних и внутренних условиях. Под внешними условиями я понимаю сохранение высоких мировых цен на энергоресурсы, благодаря которым увеличиваются доходы государственного бюджета. А под внутренними условиями -- чрезвычайные обстоятельства, вероятность наступления которых, к сожалению, весьма высока.

Все помнят трагедию с подводной лодкой "Курск". Она обеспечила на полгода работой рабочих и инженеров соответствующих предприятий Северодвинска, которые реализовывали проект по подъему подлодки. Нельзя же  всерьез для возрождения экономики Комсомольска-на-Амуре желать России попасть в чрезвычайную военную ситуацию. Но, с другой стороны, при существующей экономической политике властей получается, что только война может обеспечить полную загрузку оборонных мощностей города. Вот такую дилемму предложила нам власть.

Это тупиковая ситуация, и если власти будут только сидеть и ждать оборонных заказов, то они погубят город. Но Комсомольск-на-Амуре не только обеспечивает обороноспособность России, надежность ее границ, но и эффективность российской власти на Дальнем Востоке. Я абсолютно уверен, что судьба города влияла и будет влиять на обеспечение реального присутствия России на Дальнем Востоке. Если региональные и федеральные власти сумеют найти пути возрождения экономики Комсомольска-на-Амуре, то Дальний Восток будет российским. Если Россия потеряет Комсомольск, то потеряет и Дальний Восток. Власти должны иметь реальную программу возрождения Комсомольска, и как и 70 лет назад, не должны считаться с материальными затратами. Я считаю необходимым, чтобы представители Хабаровского края в Совете Федерации и Комсомольска в Государственной Думе предложили Президенту и Правительству России утвердить план действий по возрождению Комсомольска-на-Амуре.  И в числе первоочередных мероприятий предусмотреть следующее:

1. Принятие федеральными, региональными и городскими властями совместной программы по созданию новых и развитию действующих предприятий в городе и районе. Программа не должна быть абстрактной, когда власти берут на себя обязательства по созданию каких-то благоприятных условий, способствующих привлечению инвестиций и т.д. Она  должна быть адресной с указанием отраслевой направленности предприятия, его мощности и потребности в кадрах. Кроме того, должны быть указаны источники финансирования и сроки ввода.

Самый острый вопрос -- это, конечно, источники финансирования. Думаю, что под ввод программных объектов власть должна оставить в распоряжение города и района все налоговые средства, которые перечисляют предприятия на их территории.

Необходимо предусмотреть, чтобы вновь создаваемые предприятия были ориентированы на местные сырьевые ресурсы с высокой степенью переработки. Чем выше степень переработки, тем больше рабочих мест. Об этом надо помнить и это условие необходимо закрепить законодательно, хотя кому-то выгодно торговать сырьем. Но только средств, полученных от налоговых оборотов, явно не хватит. Надеяться на помощь федерального центра надо, но делать ставку на эту помощь нельзя. И в этих условиях региональные власти не имеют право выступать в роли пусть заинтересованных, но сторонних наблюдателей, а сами выступать в роли организаторов. Уверен, если губернатор, мэр города, глава района станут организаторами и гарантами акционерных обществ и внесут в акционерный капитал краевые, городские и районные средства, то и рядовые граждане, юридические лица, в том числе иностранные и из других регионов, не побоятся вложить деньги в акционерный капитал.

2. Нельзя забывать и о дне сегодняшнем. Город, который во многом зависит от государственных оборонных заказов, должен знать, какие заказы и на какую сумму он получит на среднесрочную перспективу.

К сожалению, от деятельности руководителей предприятий мало что зависит, но легенд вокруг этого создается много. Не надо из государственных оборонных заказов создавать тайну, на которой потом делаются всевозможные политические спекуляции. Перспективы оборонных заказов необходимы и для реструктуризации предприятий с целью перевода их на выпуск гражданской продукции.

Все вышеизложенное основано на элементарном здравом смысле. Я верю, что мои земляки, несмотря ни на какие трудности, ни на какие манипуляции недобросовестных представителей власти не лишились этого здравого смысла и сделают все необходимое для его практической реализации.

 

Николай Камышинский, бывший депутат Госдумы.

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий