1937-2021: параллели, которые могут напугать

Буквальная схожесть календарей 1937 и 2021 года для советской истории и российской действительности имеет и более серьезные параллели.

В интернете народ шутит и проводит параллели между 1937 и 2021 годом, однако мало кто задумывается насколько вероятно повторение советских событий в современной России. Историки говорят о том, что «каждая параллель хромает на обе ноги». Спорить с этим утверждением нет никакого смысла.  Несмотря на схожесть некоторых исторических событий, они очень сильно отличаются в деталях. Тем не менее, параллели,  между событиями советской истории 1937 и возможными российскими 2021, можно провести. Чтобы понять, о чём это я, сделаю небольшой исторический экскурс.   

1937 год вошел в историческую память бывшего советского народа под терминами «Большой террор» и «Ежовщина»,  как эпоха грандиозных репрессий, которые либеральные историки привычно связывают с именами Сталина и наркома НКВД Николая Ежова. При этом мало кто из них обращает внимание на событие, которое состоялось  5 декабря 1936 года. В этот день Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов принял новую Конституцию. Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года предоставила всем гражданам всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Более того, новое право давала возможность стать депутатом Совета любого уровня людям, не обязательно состоящим в ВКП (б) и являющимся членами партийно-хозяйственной номенклатуры. Как пишут некоторые отечественные историки, появлению этого пункта особенно активно противились высокопоставленные партийные чиновники, так как он грозил их персональному благополучию. Они быстро смекнули, что при свободных выборах могут лишиться сначала постов в структуре советской власти, а затем уже и в партии. Зачем райкомы, горкомы и прочие комитеты ВКП (б) должны возглавлять люди, которым отказали в доверии простые избиратели?

Сталину и его единомышленникам удалось преодолеть сопротивление партийной номенклатуры и Конституция, которая среди прочего разрешала и мелкую частную собственность, была принята.  Партийная номенклатура, чувствуя, что её благополучию грозит опасность, начала действовать, так как уже 12 декабря 1937 года должны были состояться выборы депутатов в Верховный Совет СССР.  Чтобы исключить появление сильных альтернативных кандидатов партийный бонзы развернули массовый террор под предлогом борьбы с «вредителями, шпионами и контрреволюцией». Благодаря тому, что  во главе Наркомата внутренних дел СССР находился Николай Ежов, не кадровый чекист, а выходец из партийной номенклатуры, процесс зачистки возможных конкурентов пошёл с особым усердием. Из-за поднявшейся истерии партийным аппаратчикам удалось отменить альтернативность выборов и кандидатами в депутаты Советов стали проверенные и удобные люди.

Возвращаемся в Россию наших дней и что мы видим? Политическая система страны, вернее её управляющая часть, озабочена сохранением собственного статуса в момент возможного «транзита власти».  Реальное падение экономики страны, которое началось ещё в 2008 году, сказывается и на политических предпочтениях граждан страны. Люди отказываются голосовать за представителей «партии власти» на выборах, и для получения депутатских мандатов, как символа легитимности своей власти, им приходится прибегать к различным схемам. Так как сама «партия власти» не может предложить обществу альтернативный путь развития страны, который противоречит идеологии либерализма, которая стала по факту государственной в нашей стране, необходимо предпринимать другие шаги.  Ситуация усугубляется непростым международным положением нашей страны, и на этом фоне вполне логичным выглядит необходимость противостоять внешним попыткам дестабилизации внутренней политической обстановке. Тем более что попытки такого вмешательства есть, и отрицать это бессмысленно. Вот только вам это ничего не напоминает из событий 1937 года?  И тогда были иностранные шпионы и вредители. Вот только под видом борьбы с ними пострадали вполне добропорядочные советские граждане. Первых из них реабилитировать начали после декабря 1938 года с назначением Наркомом внутренних дел Лаврентия Берия.  Более того, наиболее ретивые и недобросовестные чекисты, проводившие репрессии 1937-1938 годов сами стали подследственными, осужденными и репрессированными. Интересно, что даже в годы перестройки, их посмертная реабилитация также не состоялась, так как даже либерально настроенные судьи позднего СССР и ранней РФ, познакомившись с материалами дел, не считали возможным применить к бывшим сотрудникам НКВД даже посмертную реабилитацию.  Если провести параллель в наше время, то оно уже не кажется таким лучезарным по сравнению со сталинскими временами. Ходящие в интернете мнения о том, что в сталинские времена процент оправдательных приговоров был выше, чем в современной России, подтвердили знакомые прокурорские работники.  

 Грозит ли нам повторение событий 1937 -1938 года сейчас? Не знаю, так как однозначный ответ на этот вопрос дать не могу, но некоторые моменты заставляют задуматься о такой вероятности. В 2020 году была проведена небольшая, но конституционная реформа. Группа чиновников и коммерсантов, боящихся остаться не у дел в результате грядущих выборов в Государственную Думу и на другие выборные должности, тоже есть. Пресловутая борьба «кремлевских башен» в этом смысле мало чем отличается от борьбы различных группировок внутри партии большевиков конца 1930-х годов.  Проводя параллели, можно предположить, что спустя 80 лет современные российские «патриции» будут действовать точно также, как и их предшественники.   Судя по тому, как наши парламентарии срочно дополняют законы об иностранных агентах, вводят ограничения в интернете, увеличивают тяжесть наказания по некоторым статьям, вероятность запуска репрессивного маховика есть.  Тем более, что уже есть случаи арестов оппозиционных политиков социалистической направленности под предлогами, вызывающих у общественности массу вопросов.     

Завершая свою статью, отмечу, что 2021 год вполне может стать годом великих потрясений не только для страны, но и всего мира. Вот только очень не хочется, чтобы наша страна повторно «танцевала на граблях репрессий».

Александр Альдиев

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий