Прошло совсем немного времени с того самого момента, как ушедшие вместе с советским союзом в прошлое знаки качества снова приходят в нашу с вами жизнь.
Когда распался Советский Союз, мы все думали, что придет рынок и на нас обвалятся, как из рога изобилия, качественные товары и услуги, произведенные свободными предпринимателями без всяких лицензирующих и контролирующих органов. Реальности жизни оказались совсем другими: под видом качествен¬ных нам не раз приходилось приобре¬тать не отвечающие нашим ожиданиям товары. Причем речь идет не только о потребительских товарах и услугах, но и о тех, которые ориентированы на раз¬личные организации и предприятия.
Все это привело к тому, что наиболее ответственные производители стали маркировать свои продукты не только современными гостами, но и советскими как более жесткими по отношению к действующим. Естественным следствием этого и стало использование советского знака качества.
До недавних пор одной из немногочисленных сфер, где отсутствовал какой-либо знак соответствия качества выпускаемой продукции, были средства массовой информации. Сама мысль о необходимости такого знака для СМИ казалась, да и до сих пор многим кажется, странной: зачем он нужен газетам с большой историей, насчитывающей не один десяток лет, с высокопрофессиональным коллективом, традициями и постоянной аудиторией? Именно размер этой самой аудитории, опосредованно определяемый через тираж издания, во многом и является тем самым мерилом для рекламодателя, определяющим необходимость размещения рекламы. Благодаря рыночным отношениям, свободе слова (пусть и мнимой, по мнению некоторых), но число печатных СМИ постоянно увеличивается. Соответственно, растет и число носителей, из которых рекламодатели должны выбрать самые эффективные и нужные. В этом рекламодателям, к числу которых можно отнести и подателя частного платного объявления, может помочь знак Национальной тиражной комиссии.
Национальная тиражная служба (НТС) - это первая в России независимая некоммерческая организация по контролю за тиражами и распространением периодических изданий, созданная в августе 1998 года. Учредителями НТС стали: Торгово- промышленная палата РФ, Союз журналистов России, Российская ассоциация рекламных агентств, Союз распространителей печатной продукции, Ассоциация распространителей печатной продукции, Межрегиональная ассоциация полиграфистов, Ассоциация издателей и главных редакторов.
Эта организация создана для того, чтобы помочь добросовестным участникам рынка печатных периодических изданий занять на нем достойное место, обеспечить прозрачность тиражей, установить эффективный контроль за правильностью предоставляемых редакциями данных. Ведь, чего греха таить, немало еще "охотников" завысить тираж. Кто-то при фактическом тираже в пять-десять тысяч экземпляров, накидывает еще тысячу-другую, а кто-то и того больше: указывает, причем на видном месте, тираж в 300 тысяч экземпляров, хотя выпускает от силы 100 тысяч. А кто-то хитрит, суммируя тиражи всех приложений и изданий, принадлежащих одному учредителю.
Для чего все эти манипуляции? Ответ лежит на поверхности: чтобы привлечь потенциальных рекламодателей, от которых нынче зависит доход любого издания. Как известно, чем больше тиражу газеты или журнала, тем охотнее туда "несут" рекламу, тем легче соглашаются на предложение журналистов "написать о вашей фирме". Вся разница лишь в том, что одни редакции честные, правильно указывают тираж своих изданий, другие же "химичат", ловчат. В итоге в проигрыше - первые.
Это явление недопустимо, потому что практика наносит ущерб не только рекламодателям, но и всему рынку прессы, поскольку падает доверие к СМИ, а рекламодатели несут прямые убытки. Но нам могут возразить: разве государство через свои профильные органы не может проконтролировать правильность указания тиражей? Дело в том, что государственный контроль в данной сфере уже не способен в полной мере решить эту наболевшую проблему. К тому же тиражи подвержены постоянным изменениям, и за всеми уследить невозможно.
Выход из сложившейся ситуации состоит в добровольной сертификации тиражей средствами массовой информации через Национальную тиражную службу. Как нам стало известно, первым изданием Комсомольска-на-Амуре, сделавшим сертификацию тиража с помощью НТС, стал рекламный еженедельник "Экспресс-Курьер". Факт пока единичный, но внушающий надежду в то, что цивилизованные правила борьбы на рынке СМИ Комсомольска-на-Амуре вскоре станут нормой.
Александр Альдиев