Туризм в Комсомольске-на-Амуре: пациент скорее…

Администрация Комсомольска-на-Амуре обнародовала планы по созданию в городе «туристического кластера», которые при ближайшем рассмотрении вызывают множество вопросов. Самый главный из этих вопросов звучит так: а зачем они нужны в таком виде? 

Анамнез

Именно этим медицинским термином я назвал первую часть своей статьи, посвященной туризму, по причине того, что он как никогда точно соответствует истории нашего пациента.


Объекты, запланированные к строительству чиновниками городской администрации, без сомнения  украсят город, но возникает вопрос: кто их будет посещать, насколько быстро они окупят вложения и так далее.
Летом в город Юности завезли представителей туристических агентств, которым показали возможные места посещения туристами. Этот визит в итоге высветил целый ряд проблем, без решения которых массовый промышленный туризм в Комсомольске маловероятен. И самая главная проблема туристических инициатив городской администрации заключается в том, что они совсем не увязаны с возможностями близлежащих муниципальных образований, рождены келейным способом без привлечения общественности.  
В интервью газете "ДВК", главный архитектор Комсомольска-на-Амуре господин Курносов сообщил о возможном создании в окрестностях города горнолыжного комплекса, "который спокойно будет конкурировать с  "Холдоми", расположенном в Солнечном районе". Сразу возник вопрос: а зачем новому комплексу конкурировать с  "Холдоми"? Даже мне, совсем не горнолыжнику, известно, что любители этого вида спорта в погоне за адреналином и острыми ощущениями, любят новые трассы, или необычные условия катания на трассах уже известных. При таком раскладе, и новый горнолыжный комплекс, и "Холдоми", и "Амут", и  "Большевик", и "Альмира"  станут прекрасным дополнением друг друга в деле удовлетворения адреналиновой зависимости горнолыжников. Главное только сделать так, чтобы спортсменам было удобно добираться до каждого из этих мест. Но нет, представителей городской администрации такая возможность не интересует, хотя она способна увеличить количество туристов, повысить наполняемость гостиниц, дать работу пассажирским предприятиям города, снизить издержки по содержанию различных объектов города и превратить город Юности в своеобразный туристический хаб для Амурского, Комсомольского и Солнечных районов. Можно было бы предположить, что специалисты городской администрации просто не догадывались о такой возможности, но как тогда объяснить тот факт, что они проигнорировал мнение иногородних коллег. На состоявшемся 23 октября в городском краеведческом музее круглом столе «Развитие внутреннего туризма в Хабаровском крае и возможности вовлечения охраняемых территорий в туристический бизнес: проблемы и перспективы» приняли участие представители Амурского, Комсомольского и Солнечного районов, и никого не было от администрации Комсомольска-на-Амуре. (http://www.kmsgpz.ru/news/archive/349). Несмотря на заранее отправленное приглашение. А ведь кроме всего прочего участники круглого стола в результате обсуждения пришли к выводу о необходимости создания совместной программы по развитию туризма.



Как говорят в математике: одна точка на графике еще ничего не говорит, а две дают возможность построить линию (вектор), дающую возможность сделать какой-то вывод о причинах и следствии события.
Не знаю, можно ли строить вектор, указывающий на то, что в нашей мэрии некоторые чиновники игнорируют квалифицированное мнение специалистов, однако есть вторая «точка», которая на эту мысль наводит. Чиновников, ответственных за развитие туризма в городе Юности, не было и 17 октября в краеведческом музее уже на конференции Комсомольского-на-Амуре отделения Русского географического общества, где также обсуждались не только возможные пути развития въездного туризма, но и озвучивались опыт работы в этом направлении, существующие проблемы. В частности прозвучал такой неприятный факт: в связи с ужесточением правил перевозки детей автобусами, прекращены все автоэкскурсии для детей. В городе просто нет пассажирского транспорта, отвечающего новым, более ужесточенным нормам безопасности. Несмотря на озвученный негатив, прозвучали не только предложения, но и состоялась автобусная экскурсия на место создания площадки ТОСЭР «Парус».
В моем мозгу возникла мысль, что в администрации нашего города работают всезнающие люди и частью своей мудрости они поделились на официальном сайте мэрии Комсомольска. Там действительно нашлась информацию посвященная туристическому потенциалу нашего города, но когда я заглянул в соответствующий раздел, первым делом посмотрел состав общественного совета по туризму при главе города. К моему большому удивлению, в нем оказались в основном представители туристических компаний и гостиничного бизнеса. Спору нет, именно они больше всего работают с гостями нашего города. Сотрудники этих предприятий знают, чем интересуются туристы, но туризм как явление не укладывается только в эти рамки, так как гостям города надо предоставить не только стол, крышу над головой, транспорт и организовать программу проведения досуга, но и обеспечить безопасность, а в случае необходимости и оказать самую разнообразную помощь. 

Причём если говорить о помощи иностранным туристам, надо помнить,  что если театр начинается с вешалки,  то развитие туризма должно начинаться с появления на улицах Комсомольска-на-Амуре указателей, хотя бы на английском языке. Что потребует  вмешательства в работу уже коммунальных служб.


Это было лирическое отступление, но если продолжить внимательно изучать раздел сайта администрации города, посвященный туризму, то там обнаружатся еще более занятные факты. Так, последнее распоряжение главы города Комсомольска-на-Амуре "Об утверждении состава Совета по туризму при администрации города Комсомольска-на-Амуре"  датировано от 20.04.2010. Прошло уже пять лет, мэр, в конце концов, новый, а состав совета старый.  Последний протокол заседания Совета по туризму датирован от 21.04.2011. То ли администратор сайта "мышей не ловит", то ли "городские акулы туризма" не видели повода больше собираться.  Относительным "лучом света" стала принятая в 2014 году целевая программа по развитию туризма, но в целом и она после себя оставила больше вопросов.

На ещё более скорбные размышления меня навел список мероприятий, предназначенных для возможного показа туристам - он во многом повторяет план городских мероприятий, и в большинстве своём практически не содержит в себе ничего такого сверхинтересного, ради чего люди захотели приехать в Комсомольск-на-Амуре с другой стороны земного шара.  А ведь мы хотим, чтобы к нам ехали, несмотря на дорогие авиабилеты, жару и гнус летом, холод зимой и прочие объективные трудности жизни на российском Дальнем Востоке.  До нас пока еще не доходит, что японскому туристу билет из Токио в Хабаровск обойдется во столько же, сколько и в Париж - признанный европейский центр туризма с развитой инфраструктурой, более мягким климатом и многочисленными достопримечательности. А этот гипотетический турист еще должен захотеть добраться в Комсомольск-на-Амуре. В этой связи трудно ответить на вопрос:  чем таким сногсшибательным мы собрались заманивать к себе туристов? На что, в наших пенатах, японец должен променять французскую столицу?

 
Комсомольск - центр промышленности на Дальнем Востоке и разумно предположить, что  иностранцев, да и у россиян, наряду с красотами дальневосточной природы, нанайской культурой интерес могут вызвать заводы, которые выпускают лучшие в мире боевые самолёты, самые разнообразные корабли и суда. Да вот только на наших заводах почти нет инфраструктуры для показа производства посторонним людям. Тем более что АСЗ и КнААЗ до сих пор относятся к особо режимным производствам, доступ к которым ограничен. Даже если предположить, что все секретные барьеры сняты, на пути туристов станут специалисты по технике безопасности - во многие цехи без каски, специальной одежды, обуви, защитных очков, без предварительного инструктажа и специального сопровождения, проход в принципе невозможен. Кажется, что в такой ситуации задача развития промышленного туризма в принципе не разрешима, но это не так. Есть интересный опыт организации промышленного туризма за рубежом. Самым ярким примером может быть сборочное предприятие компании "Боинг" в американском Сиэтле.
Как это сделано у них,  можно прочитать здесь.

Скептики могут возразить: а кто будет платить за это удовольствие? Задам встречный вопрос: а кто, и почему заплатил в Сиэтле? Конкретные источники финансирования мне доподлинно неизвестны, но скорее всего они были сделаны по статье "реклама и продвижение продукции концерна". Люди вроде просто поглазели, а на самом деле, когда они будут выбирать авиакомпанию для перелета, выберут ту, которая предложит самолёт того самого производителя, на заводе которого они побывали. Так что тут расчет прямой, и странно, что об этом не подумали во время запуска проекта "Российского регионального самолёта". Но не всё сразу - опыт дело наживное. 


Кроме того, есть отечественный опыт комплексного решения самых разных проблем. Главное действительно желать что-то сделать, а не изображать видимость деятельности. 
 За годы работы в средствах массовой информации Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского края мне довелось побывать на самых разных предприятиях, в воинских частях, объектах социально-культурной сферы, принять участие в самых разнообразных мероприятиях. Всё это в итоге выразилось не только в виде статей и фоторепортажей, но и в постепенном осознании того, как развивался Комсомольск-на-Амуре конкретно, и Хабаровский край вообще. Со временем стало понятно, чем руководствовались советские власти, когда планировали размещение промышленных, военных, социальных или культурных объектов.  Все вопросы решались в комплексе, с учетом долговременных планов по социально-экономическому  развитию Дальнего Востока. При этом отдельным территориям, таким как Комсомольск-на-Амуре, уделялось значительно  больше внимания, и соответственно выделялось больше материальных и людских ресурсов.

В качестве уникальных примеров такого внимания к Комсомольску-на-Амуре можно упомянуть строительство в годы Великой Отечественной войны наряду с промышленными предприятиями оборонного значения, дворца культуры судостроителей, пивоваренного завода, здания городского исполнительного комитета. Стройки этих объектов велись в то самое время, когда армия и флот напряженно воевали, а тыл трудился для их обеспечения. Эти стройки продолжались, несмотря на то, что накануне войны было заморожено несравненно более важное для страны  строительство Байкало-Амурской магистрали.  Подобное внимание в послевоенные годы не только не прекратилось, но и стало еще более концентрированным. Благодаря этому Комсомольск-на-Амуре развивался опережающими темпами, и к закату Советского Союза городской выпуск промышленной продукции был равен совокупному показателю всего остального Хабаровского края вместе с краем Приморским. 
Такое внимание со стороны центральных органов управления Советского Союза определялось военно-стратегическим, экономическим значением Комсомольска-на-Амуре для развития всего советского Дальнего Востока, укрепления его обороноспособности. За годы после распада СССР мы как-то совсем забыли о том, какое значение в военном плане имел наш город, который, несмотря на отдаленность от границ государства, береговой линии Тихого океана  стал местом базирования мощной военной группировки, вооруженной самым современным на тот момент оружием. Казалось бы, всё это в далеком советском прошлом, но новое время ставит перед нами задачи, которые требуют комплексных решений, подобных тем, которые принимались центральными органами власти Советского Союза.  

Давайте вспомним о комсомольчанах
На этом историческом фоне попытки развивать туризм в Комсомольске-на-Амуре выглядят, мягко говоря, не серьезно, так как меры, которые должны способствовать решению поставленной задачи, не сведены в единый план, и нет единой концепции развития туризма. В связи, с чем вероятность решения поставленной задачи резко снижается.  Хаотичность предпринимаемых шагов не дает возможности наиболее рационального использования имеющихся ограниченных ресурсов не только для привлечения туристов, но и  прежде всего решения ряда социально- экономических проблем.
Ведь не секрет, что некоторые проблемы приводят не только к отсутствию туристов, но и к постоянному оттоку населения из-за низкого качества жизни: в интернете написаны тысячи постов на тему того, что молодым и не очень жителям Комсомольска-на-Амуре почти некуда пойти культурно, и главное с пользой для себя, провести время. А ведь это не так.
Кто-то может возразить: времена советского Госплана остались в глубоком прошлом, а капиталистическая форма организации нашей экономики не дает, возможности реализовывать большие комплексные программы. Я с этими критиками полностью не согласен, и в качестве примера могу привести крупные компании, которые живут по многолетним планам. Проведение саммита АТЭС во Владивостоке, Олимпийских игр в Сочи, целый ряд других крупных спортивных и культурных мероприятий, для проведения которых требовалось предварительное планирование, после которого уже начиналось строительство новых спортивных сооружений, развивалась местная инфраструктура, привлекались значительные материальные и людские ресурсы. Понятно, что Комсомольск-на-Амуре не олимпийский комитет России и правительство страны в одном лице, чтобы проводить подготовку к таким грандиозным мероприятиям. Но у города есть свои возможности, реализация которых сделает его привлекательным не только для гостей, но и прежде всего жителей города.  В конечном итоге, всё, что делается в Комсомольске-на-Амуре властями, бизнесом должно приводить к улучшению жизни всех горожан, а не только к покупке кем-то вилы на Багамских островах. Можно принимать самые разнообразные программы по привлечению туристов, иногородних россиян на постоянное место жительства, но они не поедут к нам, если увидят, что жители города при первой возможности стараются перебраться в более благоприятные для жизни места.

Как это не случилось
Говоря о возможностях, хочу припомнить один случай, уже упущенной. В начале 2000- х годов, когда бюджет края и города демонстрировали несравненно лучшее, чем сегодня здоровье,  в Хабаровске с привлечением средств краевого бюджета строились культовые сооружения, торговые центры и многое другое, что в итоге украсило Хабаровск. Глядя на всё это бюджетное великолепие, Леонид Даирович Хегай, в тот момент руководитель МУП "Рума", активный член партии "Единая Россия" и депутат краевого парламента попытался пробить для города строительство хотя бы одного спортивного сооружения высокого уровня. Впереди была олимпиада в Пекине, перед которой нашим спортсменам из сборной страны нужно было акклиматизироваться, и привыкать к нашему часовому поясу. Леонид Даирович рассудил, что было бы неплохо, если бы члены российской сборной это делали в только что построенном спортивном сооружении в нашем городе. Олимпийцы уедут, а хороший спортивный объект остался бы на радость жителям города юности...... Попытка из-за рассогласованности деятельности депутатов- комсомольчан провалилась, и своей "Платинум арены" в Комсомольске не появилось.  Спустя некоторое время была проведена ревизия спортивных объектов края, где выяснилось, на каких из них можно было готовиться российским олимпийцам. В нашем замечательном Комсомольске-на-Амуре тогда не нашлось ни ОДНОГО спортивного объекта, отвечающего нормам подготовки членов сборной страны.  Комментарии излишни, но на этом проблемы не закончились. Несмотря на печальность этого примера, судьба даёт городским властям еще один шанс для создания  в городе действительно современного спортивного сооружения - зимние  Олимпиада и Параолимпиада 2022 года пройдут в Пекине!
Вот в расчете под это событие вполне стоит попытаться привлечь средства федерального бюджета под запланированные городским планом создания «туристического кластера» модернизацию лыжной базы «Снежинка». Вполне может быть, что при таком подходе возможно будет получить федеральное финансирование и на модернизацию горнолыжного курорта «Холдоми», о чем недавно просил Виталий Бурлаков на встрече представителей общественности Комсомольского региона с Вячеславом Шпортом.

Вот моя деревня - вот мой дом родной!

 Одной из самых главных проблем является местечковый характер как принятой в 2014 году городской программы по развитию туризма, так и нового проекта по созданию туристического кластера: они не замечают возможности сотрудничества с близлежащими территориями, как например это было в программе "Техноэкополис Комсомольск- Амурск - Солнечный". 
Кроме того, стоит вспомнить тот факт, что во времена СССР, по мере социально-экономического развития  Комсомольска-на-Амуре и городов-спутников, планировалась создать самостоятельную от Хабаровского края Нижне - Амурскую область со столицей в городе Юности. И дело тут не в том, что Комсомольск должен был стать столицей большого региона, а в общности интересов и проблем, стоящих перед городом и соседними районами.

Что делать?
С учетом всех вышеозвученных фактов надо четко осознавать, что Комсомольск-на-Амуре, хоть и является во многих вопросах самодостаточной величиной,  находится не в безвоздушном пространстве - рядом находятся территории, периодически появляются возможности, которые могут сделать наш город интересным не только гостям, так и его жителям.  Комсомольск-на-Амуре может, и должен стать локомотивом развития не только туризма, но и всей социально-экономической сферы всего Нижне-Амурского региона. Для этого необходимо всестороннее обсуждение новой программы по развитию туризма не только на городском, а на межмуниципальном уровне. Это нужно для того, чтобы наш кусочек Хабаровского края стал привлекательным не только для туристов, а прежде всего местных жителей. Чтобы у них не было соблазна менять наши суровые дальневосточные красоты на более комфортные края.
Для того чтобы меня не обвиняли в безудержной критике, без конструктивной составляющей, спешу сообщить, что подготовил "скелет" " Программы развития туризма в Нижне-Амурском регионе Хабаровского края".  При этом я отдаю себе отчет в том, что не являюсь специалистом во всех затронутых вопросах, но готов представить наработки, для обсуждения и дальнейшего использования органами исполнительной власти.

Александр Альдиев


Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий