О том, что размер минимальной зарплаты в России должен быть установлен на уровне, по крайней мере, прожиточного минимума, говорят слишком давно.
Причин для этого масса – от несправедливо низкой зарплаты у миллионов россиян, до несоответствия ее размера современным реалиям жизни в стране. В законодательство соответствующая норма была введена 12 лет назад, и за все это время чиновники не смогли найти адекватного механизма, которым бы эти 2 показателя были бы приведены в соответствие. Хотя разговоры по этому поводу все эти годы не утихали.
Фактической причиной того, что разница в величинах МРОТ и ПМ около 30%, является отсутствие средств в региональных бюджетах, за счет которых соответствующая прибавка к окладам и должна производиться. Даже при незначительном повышении МРОТ бюджеты регионов нуждаются в федеральном дотировании, поскольку не могут самостоятельно справиться с возросшей нагрузкой. Но теперь, по мнению чиновников из Минтруда, нужная формула и условия для уравнивания показателей таки найдены. Карьерист.ру постарался разобраться в такой насущной для россиян проблеме, как величина МРОТ и ПМ.
Не раньше осени 2017
В нынешнем году минимальная зарплата была увеличена больше чем когда-либо до этого – в середине года размер увеличения составил 1,3 тыс. рублей, что позволило достичь отметки в 7,5 тыс. рублей. Но даже такое существенное повышение нельзя назвать достижением, ведь уровень бедности для трудоспособных россиян прожиточный минимум гораздо выше. Данный вопрос касается внушительной части населения – в сентябре вице-премьер Ольга Голодец говорила, что зарплату на уровне МРОТ получает около 5 млн россиян. Получается парадокс, вероятно, характерный лишь для стран бывшего Союза – в России насчитывается 5 млн работающих бедняков, зарплата которых физически не позволяет им выжить, но они выживают! Чиновница назвала явление, когда работающее население является бедным, «неправильным». По ее словам, крайней датой, когда МРОТ должен достичь ПМ, должен стать 2020 год.
Хотя сама норма, которая определяет, что МРОТ не может быть ниже ПМ, занесена в законодательство еще в 2004 году. Июльское увеличение МРОТ вселило в граждан с низкой зарплатой надежду – повышение зарплаты сразу на 25% – достаточно серьезный шаг со стороны властей. Но «эйфория» продлилась недолго. Сразу после думских выборов законодатели определились с размером повышения МРОТ на будущий год. Было решено с июля 2017 года поднять его до 7,8 тыс. рублей – то есть на 300 рублей или на 4%. Таким образом, новая минимальная зарплата не позволит даже учесть роста инфляции, который едва ли окажется менее 4% в годичном выражении. Интересно и то, что для повышения зарплаты до нового МРОТ для бюджетников, из казны дополнительно потребуется 5,2 млрд рублей, но коснется оно не 1,4 млн человек (что получается из расчетов повышения на 300 рублей на 1 год), а всего 900 тыс. работников (на которых, к слову, требуется лишь 3,2 млрд).
Но в будущем все исправится – как на Всероссийском семинаре, прошедшем 16 декабря, сказал глава Минтруда Максим Топилин, чьи слова приводя «РИА Новости», в Госдуме и правительстве есть понимание того, что величины МРОТ и ПМ должны быть равны, и в этом вопросе чиновники и законодатели пришли к консенсусу. По словам министра, шаг на уравнивание показателей хотели сделать еще в этом году, но «проблему развязать не получилось». Топилин надеется, что в будущем году решение этого вопроса будет найдено. И учитывая, что новый установленный МРОТ начнет действовать лишь с середины будущего года, едва ли стоит ждать каких-либо изменений в ситуации раньше осени.
Региональные особенности
Так, выступая на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым, замглавы парламента Андрей Исаев, чьи слова приводит ИА «REGNUM», заявил, что закон о повышении величины МРОТ до величины ПМ предлагается разработать к осенней сессии 2017 года. Для его подготовки чиновники создали рабочую группу, в которую вошли не только представители верхней и нижней палат парламента, но и министр финансов Антон Силуанов, а также глава Минтруда Максим Топилин. При этом было отмечено, что такое повышение не может быть единовременным, и однозначно будет носить поэтапный характер.
Теперь же один из участников этой группы – Максим Топилин, рассказал про условия, в рамках которых возможно уравнивание ПМ и МРОТ. И по его словам, для этого в размер минимальной зарплаты необходимо включить районные коэффициенты и региональные надбавки, в том числе и жителям Севера. Кроме того, саму минимальную зарплату необходимо сделать региональным показателем – она должна устанавливаться субъектом федерации. Иначе задачу уравнивания МРОТ и ПМ решить попросту невозможно.
Получается, что министр предлагает переложить всю ответственность за МРОТ на регионы, которые должны учитывать собственные особенности при определении ее величины. И если сегодня мы имеем разный уровень оплаты труда в разных регионах лишь фактически, то в будущем, в случае реализации предложения Топилина, разница в зарплатах даже в соседних регионах будет узаконена – «соседи» будут вполне обоснованно получать разную зарплату за один и тот же труд. По сути, это напоминает очередное разделение российского экономического пространства на депрессивные и экономически успешные регионы. Фактически это может привести лишь к увеличению внутренней трудовой миграции.
Но вопрос даже не в этом. Дело в том, что ст. 133.1 ТК уже регулирует два предложенных Топилиным условия: мало того, что она разрешает регионам определять собственный МРОТ, так она требует того, чтоб он устанавливался с учетом социально-экономических условий в регионе и установленного в нем прожиточного минимума. Единственное, что размер регионального МРОТ не может быть ниже федерального МРОТ. Топилин же, по сути предлагает отказаться от федерального МРОТ, отпустив регионы, в вопросе определения его размера «в свободное плавание». Мотивы такого предложения пока непонятны, как и то, каким образом это позволит уравнять МРОТ и ПМ. Возможно, федеральный центр пытается полностью снять с себя ответственность за финансирование минимальной зарплаты – после июльского поднятия на 25% регионы потребовали материальной поддержки для обеспечения повышения зарплаты по факту.
Работникам все равно
Интересно и то, что идея передать ответственность за повышение МРОТ до ПМ субъектам федерации не нова – Максим Топилин уже говорил об этом в октябре, ссылаясь на то, что региональный прожиточный минимум учитывает районные коэффициенты и надбавки, а МРОТ – нет. Все это, в случае уравнивания федерального МРОТ и федерального ПМ, поставит в невыгодное положение регионы, где ПМ ниже установленного центральной властью среднероссийского уровня. Более того, в некоторых южных регионах существующий сегодня федеральный МРОТ уже выше регионального ПМ, что серьезно повышает нагрузку на местных работодателей и бюджеты субъектов федерации.
Хотя, основную целевую аудиторию такого повышения – а это около 15 млн работающих россиян, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума, не особо интересует, из какого конкретно бюджета будет выплачиваться их зарплата. Получая доход ниже 10 тыс. рублей, граждане оказываются за гранью выживания, и в такой ситуации им совершенно все равно, кто поможет ее исправить. Другой вопрос, что даже в случае уравнивания показателей МРОТ и ПМ, уровень жизни получающих минималку граждан едва ли можно будет назвать достойным. Это лишь один из инструментов борьбы с бедностью, но не среди безработных и обездоленных, а среди экономически активных граждан, что гораздо хуже для общей характеристики ситуации в стране.
ее поиски, очевидно, активно ведутся, ведь в планах – подготовить к будущей осени законопроект для плавного уравнивания МРОТ и ПМ, которое, очевидно, произойдет к 2020 году. Если идея будет реализована в той модели, в которой предлагает правительство, это создаст серьезные трудовые диспропорции в вопросах оплаты труда, например, бюджетников, получающих минималку, скажем в Калмыкии и на Чукотке. Исходя из сегодняшних показателей, первые смогут получать 8 тыс. рублей, а вторые, за ту же работу – 18 тыс. рублей. Конечно, нужно делать скидку на стоимость жизни в разных регионах, и чиновники акцентируют внимание именно на этом. Но проблема в том, что показатель прожиточного минимума и фактическая стоимость жизни – это две совершенно разные величины…