Такими словами охарактеризовал Владимир Денисенко, зампред общественного совета при Управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, ситуацию с такси.
По словам общественного деятеля, даже законопослушные фирмы такси хоть в чём-то, да и не исполняют нормативы.
В Хабаровском крае законодатели готовят региональный закон о контроле деятельности такси, который уже стал предметом многочисленных жарких дискуссий. При кажущемся благополучии в этой сфере, проблем множество, часть которых и прояснилась во время работы общественного совета.
На улицах городов появилось большое количество легковых автомобилей, украшенных традиционными «шашечками» и логотипами разных фирм. В погоне за клиентом, цены на услуги такси, в том числе и благодаря приходу на территорию края нескольких федеральных игроков, пошли в низ. Пассажиры могут заказать «некурящее» авто с детскими креслами. Вроде бы полное благорастворение, да не тут- то было. Как стало известно из выступлений на общественном совете, при выданных 3800 разрешений на весь край, только в Хабаровске в качестве такси замечено примерно 10 тысяч автомобилей.
Сотрудниками Управления, совместно с экипажами ГИБДД и общественников регулярно проводятся рейды, по выявлению незаконных такси, но принципиально это не решает проблем. В крае до сих пор не принято решение о едином цвете для автомобилей такси, что позволяет любому желающему подзаработать на дороге. Есть вопросы и к состоянию здоровья водителей, которые не проходят предрейсовый осмотр фельдшером. Кроме того, по действующим нормативам, в каждом такси должно быть установлена табличка с фотографией, именем и фамилией водителя. Вроде бы мелочи, но вся загвоздка заключается в том, что кроме недобросовестных водителей, проблемы есть и с федеральным законодательством, и с неорганизованностью легальных перевозчиков, желанием некоторых легкой наживы и отсутствия понимания механизмов работы законодательных органов в стране. Что в итоге и приводит к недовольству граждан.
На состоявшемся в Законодательной думе 15 августа обсуждении краевого закона один из выступающих выдал фразу: «Мы считаем, что в наши дни законы должны приниматься как бизнес-план — от начала и до конца». (http://amurmedia.ru/news/614025/) По видимому автор этого изречения не в курсе, что любой осмысленный текст ( а закон и бизнес-план к ним также относятся) подобно математической теореме содержит в себе вводную часть (предположение), содержательную (доказательство) и вывод. Также я напомню о том, что сегодня законы Российской Федерации рождаются в недрах администрации президента с участием профильных министерств и ведомств, и только затем вносятся в Государственную Думу, где они проходят три чтения. Единственная возможность для того, чтобы «не бить по хвостам» недостатков региональных законов, которые принимаются во исполнение аналогичных федеральных, это принять участие в их обсуждении еще на уровне Государственной Думы, где трудятся избранные нами депутаты, путем представления им своих замечаний и поправок. Надо чётко понимать, что даже самый гениальный депутат не может знать всех нюансов законов, за которые он голосует, и по этой причине ориентируется на мнение специалистов, которыми теоретически могут быть все, кто имеет соответствующую квалификацию и опыт работы.
Я не буду дальше углубляться в дебри законодательной работы и расскажу о том, что мы можем реально сделать своими силами для улучшения ситуации. На заседании общественного совета среди выступавших был Илья Леонов, руководитель межрегиональной ассоциации «Объединение независимых переводчиков ДФО», директор ООО «Астери-ДВ». Илья Викторович предложил создать интернет сервис «Контрольная поездка», с помощью которого любой желающий мог бы сообщить о факте поездки на незаконном такси, с указанием даты, маршрута движения и номера машины. Так как сейчас правоохранительным органам сложно собрать доказательную базу для предъявления обвинения в незаконном оказании услуг, сервис стал бы весомым подспорьем в этом не простом деле.
Владимир Денисенко в свою очередь заметил, что стоит использовать недавний опыт, который был получен в Хабаровске с автобусами, когда был ограничен максимальный возраст используемых машин 7 годами. Эта и другие меры привели к тому, что с улиц Хабаровска исчезли незаконные перевозчики и улучшилось качество обслуживания.
Завершая рассказ о состоявшемся обсуждении закона о такси, выскажу собственное мнение по этому поводу. В ходе обсуждения возникало впечатление, что я нахожусь в конце 90-х годов. Большинство озвученных проблем имеют свои корни в конце прошлого века. Как и большинство предложенных способов их решения. А за окном уже 2017 год, уже 6 год продаются автомобили американского производителя «Тесла», которые не только обладают электрическим двигателем, но и технологиями автоматического управления. Крупнейшие производители уже разрабатывают гражданские и военные версии роботизированных авто, которые будут управляться бортовыми компьютерами. Даже в нашей стране новые автомобили в обязательном порядке комплектуются системами спутниковой навигации, а зарубежные автомобили уже несколько лет комплектуются системами автопарковки. А если вспомнить повальное увлечение банкиров безналичными расчетами, о существовании международных диспетчерских служб, которые также уже проникли на территорию нашей страны, то ждать появления роботизированных такси на улицах наших городов можно в течение ближайших 10 лет. Понятно, что их внедрение произойдет не одномоментно, так как этому процессу будут противиться живые водители и хулиганы. Но экономическая целесообразность в итоге победит автолуддитов, как это уже было в 19 веке в Англии с противниками промышленной революции. В любом случае, к появлению роботизированных автомобилей на наших дорогах нужно готовиться уже сейчас, чтобы потом на местном уровне «не бить по хвостам» проблемных федеральных законов.
Александр Альдиев