В мэрии Комсомольска-на-Амуре 27 октября состоялась коллегия, посвященнаясостоянию городского рынка труда, во время которой Александр Меринов, главный инженер ОАО «Амурский судостроительный завод» посетовал, что обещанного финансирования по государственному оборонному заказу со стороны правительства, предприятие не получает.
Впрочем, право первого выступления было предоставлено Владимиру Чеснокову начальник управления экономического развития. В выступлении чиновника прозвучала традиционная для города Юности мысль: все зависит от промышленности и строительства. По состоянию на 1 октября 2009 года уровень безработицы в Комсомольске составил 3%, а на начало 2009 года было 2%. На начало октября в городе Юности безработнымибыло 4534 человека. В соответствии с неофициальным названием города, выросладоля молодежи (16-29 лет) и составила 48,8%. Более того, по прогнозам ожидаетсядальнейший рост безработицы среди молодежи. Если раньше у безработицы вКомсомольске было «женское лицо», то в этот кризис картина меняется: выросла доля мужчин с 32% до 44%, и снизилась доля женщин (с 68% до 56%).
Если до кризиса на одну вакансию приходилось 0,7 соискателя из числа безработных, то сейчас 2,6 безработных и 4,2 человека изчисла ищущих работу. И это все при том, что с начала текущего года в центрзанятости населения поступили сведения о предстоящих увольнениях 8596 человек в связи с ликвидацией организаций, реорганизацией или сокращением штатнойчисленности работников от 126 предприятий, организаций и учреждений города. Попрогнозам, озвученным на коллегии, в 2010-2012 годах уровень безработицы может вырасти до 3,5-4% в среднегодовом исчислении.
Сказать, что администрация спокойно взирает на печальную статистику нельзя: при участии различных ведомстви городских предприятий была разработана программа антикризисных мер, в рамкахкоторой на 2009 год предусмотрено выделение 131,8 млн. рублей на проведениеобщественных работ 83 млн. рублей, опережающего профессионального обучения 18млн. рублей, организации стажировки 22 млн. рублей. Эти деньги осваивались (иосваиваются) в том числе и на промышленных предприятиях Комсомольска-на-Амуре.Одним из самых крупных получателей трудовых антикризисных денег в городе стал«Амурметалл». Металлурги в условиях снижения спроса были вынуждены снизитьобъемы производства, а некоторые остановить и вовсе. Если коллеги комсомольскихметаллургов могут позволить себе оптимизацию штатного расписания с отправкойлюдей «за ворота», то по словам Геннадия Плотникова (зам генерального директора по кадрам), «Амурметалл» лишен такой возможности- так как велика вероятностьтого, что ушедшие работники потом не вернутся, а новых брать будет просто неоткуда. Несмотря на это обстоятельство в мае 543 человек все-таки пришлось«оптимизировать»- прогнозы на ближайшее будущее были не очень оптимистичными. Если бы не поддержка от службы занятости по линии организации общественныхработ, увольнять пришлось бы 1318 человек. Сегодня на «Амурметалле» трудится4770 человек. По планам металлургов в2010 году произойдет увеличение спроса на прокат и в сентябре будут запущенывсе производственные линии. К этому моменту запланировано и увеличениечисленности работников.
Александр Меринов, главный инженер «Амурскогосудостроительного завода», несмотря на излучаемый оптимизм, поведал вовсе не о веселыхделах. Сегодня загрузка предприятия не превышает 12 процентов от потенциальныхвозможностей. Несмотря на приезд Путина,пообещавшего увеличения государственного оборонного заказа, положение существенно не изменилось. Финансирование поступило только по печально известной атомной субмарине «Нерпа». В гособоронзаказ 2010 года средств на ремонт другой атомной лодки Тихоокеанскогофлота равен нулю «Мы не знаем, что с ней делать. Стоит только место занимает»,- сказал господин Меринов. Это при том, что на стапелях АСЗ стоит еще одна недостроенная атомарина, заложенный корвет для российского флота и дизельная подводная лодка.
«Газпром», крупные российские судоходные компании, несмотря на призыв премьера заказывать суда у отечественных судостроителей, делодо реальных контрактов пока не довели. Рыбаки Дальнего Востока тоже не спешатзаказывать суда у амурских корабелов, несмотря на то, что в следующем году весьрыбодобывающий флот Приморья будет подлежать утилизации по причине своейветхости.
Все это привело к тому, что загрузка в ближайший год врядли превысит существующие 12%, а завершение работ по «Нерпе» приведет даже ксокращению этого показателя.
На фоне всего вышесказанного, недовольство Владимира Михалева вызвала пассивность судостроителей по использованию бюджетных средствна сохранение рабочих мест через организацию общественных работ поблагоустройству. Да и само ведение дел судостроителями получило не самую лестную оценку: « не будут вам заказы давать с такой большой себестоимостью…..и заказы у вас убыточные….»
Впрочем, эмоциональную вспышку главы городской администрации можно объяснить озабоченностью дел у судостроителей- завод, который когда-то был «кормильцем» города, сегодня находится в очень не простом положении и уже стал центром социального напряжения в Комсомольске-на-Амуре.
Геннадий Савочка, руководитель городской службы занятостив своем выступлении подробно рассказал о том, какие меры предпринимаются поборьбе за занятость комсомольчан и какие из предприятий активно, а какие неочень работают в этом направлении.
Непростую ситуацию с занятостью в Комсомольске-на-Амуреподтвердила и присутствовшая на коллегии Татьяна Воробьева, начальник Управления государственной службы занятости населения Правительства Хабаровского края, объяснив ее именно ситуацией на промышленных гигантах города. Это обстоятельство стало основанием для того, что значительная часть средстввыделенных из федерации Хабаровскому краю, направлена именно в Комсомольск-на-Амуре.
Общий итог из рассмотренного на коллегии вопроса можновыразить одной пословицей: на Бога надейся, а сам не плошай. Деньги изфедерального бюджета конечно хорошо, но их надо уметь использовать смаксимальной пользой, а при возможности обходиться и без них.
Александр Альдиев