Комсомольские «оборонщики» недовольны российским министерством обороны и не понимают руководителей государства. Впрочем, в число недовольных федеральными чиновниками, кроме представителей военно-промышленного комплекса города Юности, вошли и металлурги. Это стало видно в последний день марта, когда в администрации Комсомольска-на-Амуре состоялась коллегия, посвященная итогам развития города в 2008 году и прогнозу на 2009 год.
Первым делом самолеты
Самым главным «кормильцем» города в течение многих лет остается Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО), чему ярким свидетельством стала и состоявшаяся коллегия, в которой самое непосредственное участие принимали сразу два генеральных директора от авиастроения. В президиуме коллегии сидел Виктор Иванович Меркулов (бывший генеральный директор КнААПО, ныне работающий в АХК «Сухой»). А Александр Иванович Пекарш, действующий генеральный директор КнААПО и Комсомольского филиала ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», первым вышел рассказывать участникам коллегии о делах авиастроительного предприятия в году минувшем и наступившем.
Как доложил членам коллегии господин Пекарш, в прошлом году авиастроители занимались изготовлением опытных образцов гражданского «Суперджета», боевого Су-35, перспективного боевого самолета пятого поколения (ПАК ФА), и модернизацией Су-27 в версию СМ для родного министерства обороны. Мировой финансовый кризис, стартовавший в 4 квартале прошлого года, сразу же сказался на финансовых поступлениях на КнААПО, вернее полным их отсутствием ото всех покупателей. Для того, чтобы покрыть этот разрыв, авиаторам пришлось прибегнуть к привлечению заемных средств. После наступления нового года ситуация с платежами улучшилась и деньги «пошли» на завод. Единственным должником на данный момент остается Министерство обороны России, не расплатившееся с КнААПО за работы, выполненные в рамках государственного оборонного заказа. Говоря о дне грядущем, Александр Иванович сказал, что «в соответствии с производственной программой КНААПО до 2010 года объем валовой продукции в 2009 году - 15 миллиардов 478 миллионов рублей». Таким образом, по сравнению с прошлым годом авиастроители ОЖИДАЮТ рост объемов на 53 процента. За счет чего должен вырасти объем производства в текущем году? Как и в 2008 году, будет продолжена реализация программ «Суперджета», Су-35 и ПАК ФА. В этом году заканчивается контракт по модернизации Су- 27 СМ для российских ВВС, но на КнААПО НАДЕЮТСЯ, что начнется модернизация Су-33 для единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» и производство нового (для российс-ких ВВС) самолета Су- 30М2.
Я не зря выделил слова «ожидают» и «надеются»: господин Пекарш не знает, что же реально закажет руководство российского государства для своей армии. Еще недавно звучали речи о том, что пока в вооруженные силы будут поставляться тремонтированные и модернизированные образцы военной технике, а на днях Верховный главнокомандующий заявил о необходимости поставок родным ВВС новых образов техники. А если вспомнить, как «регулярно» оплачиваются поставки для родного оборонного ведомства, то сомнения (лично у автора этих строк) только усиливаются. Александр Иванович на коллегии сказал более дипломатично: « Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что наши планы на 45 процентов подтверждены договорами, остальное только проекты». Впрочем, по словам генерального директора, в этом году КнААПО должно начать работу еще над одним контрактом по поставке боевых самолетов «номерному» инозаказчику. Контракт для инозаказчика уже готов, и для начала работ комсомольчане только ждут его подписания.
В последнее время много говорилось и писалось о том, как скажется «сокращение части персонала на КнААПО на реализации различных (в том числе ПАК ФА) проектов. Александр Иванович признался в том, что внимательно следит за подобными публикациями на различных сайтах и в корне с ними не согласен. По его словам речь идет не о сокращении работников, а об упорядочивании численности.
В частности высвобождение штатных единиц происходит в ходе реорганизации непрофильных подразделений в самостоятельные предприятия. Более того, из 700 озвученных к сокращению штатных единиц более трехсот уже трудоустроены в различных подразделениях КнААПО. Тут же Владимир Михалев, посмотрев на озвученные цифры прогноза поступления налогов от КнААПО в местный бюджет, высказал сомнение в словах генерального директора. Более того, глава городской администрации призвал авиастроителей сделать все возможное, чтобы не «выкидывать людей за ворота». Тем более, что, по прогнозам, уже в ближайшем будущем производственная программа КнААПО потребует существенного увеличения числа работников. На это Александр Иванович сказал, что за счет средств предприятия, уже содержатся более полутора тысяч авиастроителей, без работы которых КнААПО сегодня вполне могло бы обойтись, но расставаться с которыми нежелательно.
Усталая подводная лодка
Еще в более сложном положении, чем авиастроители, находятся судостроители. На предприятии недавно поменялся генеральный директор, перед членами коллегии выступал Николай Повзык. По словам Николая Григорьевича, загрузка АСЗ в минувшем году составила только 20 процентов от возможностей предприятия.
В 2009 году этот показатель еще меньше, и это при том, что предприятие в рамках выполнения государственного оборонного заказа выполняет достройку 518 заказа, ремонт атомной и дизельной подводных лодок, строительство корвета. На выполнение указанных государственных контрактов АСЗ в 2008 году требовалось более трех миллиардов рублей в год, а в бюджете было заложено 0,4 миллиарда. В 2009 году объем финансирования увеличен до 1,5 миллиардов, но этих средств также не хватает для того, чтобы завершить все контракты. Единственный заказ, который запланирован к финансированию в полном объеме - ремонт дизельной подводной лодки. Переговоры руководства предприятия в министерствах пока не дают уверенности в увеличении объемов финансирования по государственному оборонному заказу. Серьезное влияние на положение завода оказала авария на ходовых испытаниях 518 заказа. Задержки выплат заводу министерством обороны в течение шести месяцев привели к несвоевременной выплате заработной платы. Долг по заработной плате составил 306 миллионов рублей, но, как заверил собравшихся генеральный директор, задолженность с сентября по январь будет погашена в ближайшие дни, а также выплачен аванс за февраль. Несмотря на недофинансирование, АСЗ за счет собственных средств ведет работы по оборонному заказу. Затраты эти заказчиком признаются, но не оплачиваются. Более того, Виктор Меркулов прямо посоветовал судостроителям судиться с министерством обороны, чтобы получить средства за уже выполненные работы. На это Николай Григорьевич сказал, что уже завершена работа по подготовке нескольких исков к министерству обороны через Арбитражный суд на сумму, приближающуюся к 10 миллиардам рублей. Более того, оформлено обращение к генеральному прокурору страны Юрию Чайке с жалобой на министерство обороны. «Существующее отношение государства к судостроительной отрасли просто недопустимо», - такими словами завершил свое выступления генеральный директор Амурского судостроительного завода.
Ну возьмите, возьмите. Ну так дайте, дайте !!!
Сейчас много говорится о необходимости поддержки реального (то есть промышленного) сектора экономики как главного производителя благ в масштабе государства. Однако, как показывает пример «Амурметалла», дело это не простое.
От «Амурметалла» на коллегии выступала Маркина Евгения Александровна, директор по экономическим вопросам. Евгения Александровна в первой части своей речи рассказала собравшимся, как успешно развивался «Амурметалл» в первые три квартала года прошлого. Завершен процесс модернизации производства, начатый в 2006-2007 году, в результате которого годовое производство стали вышло на показатель 2 миллиона 150 тысяч тонн. Введен в действие целый ряд технологических установок, среди которых и трубный стан, позволяющий выпускать трубы диаметром 28,9 см. 3,8 миллиарда рублей было вложено в развитие производства только в 2008 году. За 9 месяцев 2008 года «Амурметалл» реализовал 16,2 миллиарда рублей, а за весь 2007 13,2 миллиардов. В 4 квартале 2008 года на мировом рынке в три раза упала цена на металлопродукцию. «При таких ценах производство металлопродукции стало экономически бессмысленным». А, соответственно, часть производства была приостановлена, люди отправлены в отпуска с частичным сохранением заработной платы.
Завод прекратил закупку металлолома и работал за счет запасов, созданных в летний период. В октябре убытки составили 300 миллионов рублей, в ноябре 600 миллионов рублей, в декабре 700 миллионов. По итогам года прибыль составила 1 миллиард 450 миллионов рублей, что ниже, чем в 2007 году. После уплаты всех кредитов и процентов по ним в 2008 году предприятие сработало с убытком в 1 миллиард 412 миллионов рублей.
Непростое экономическое положение предприятия сразу же сказалось на размере заработной платы. По итогам годам размер средней заработной платы составил 20 тысяч 140 рублей, то есть меньше на 19% уровня 2007 года. Несмотря на все сложности, на 2009 год металлурги запланировали продать 1 миллион 270 тысяч тонн стали на 27 миллиардов рублей. Прибыль должна составить 3 миллиарда 760 миллионов рублей.... после уплаты процентов по кредитам, налогов чистая прибыль запланирована в размере 185 миллионов рублей. Чтобы добиться такого результата, «Амурметалл» начал реализовывать антикризисную программу, которая включает в себя оптимизацию финансирования капитального строительства, инвестиционных программ, снижение затрат на производство продукции. Сокращение численности работников проводить не планируется. Металлурги проводят большую работу с банками по пролонгации и рефинансированию кредитов, а также работу с держателями облигаций предприятия.
Как рассказала Евгения Александровна, «Амурметалл» вошел в список системообразующих предприятий, которые могут претендовать на поддержку государства. В федеральное министерство промышленности и торговли были представлены все необходимые документы для получения государственной поддержки. «Амурметалл» надеется на получение от государства гарантий для получения кредитов на 2 миллиарда рублей для пополнения оборотных средств, закупки металлолома и окончания модернизации производства. 2 пункт программы - включение в ломбардный список Центробанка России для того, чтобы можно было обращать и планировать выпуск облигаций. На комиссии в минпромторге по обоим вопросам было принято положительное решение и документы отправлены для дальнейшего рассмотрения в министерство экономического развития.., 25 марта уже комиссия минэкономразвития также приняла положительное решение. Теперь свое слово должно сказать министерство финансов. По словам госпожи Маркиной, такое решение будет приниматься от 1 до 1,5 месяцев. Впрочем, металлурги надеются, что уже в первой декаде апреля на завод поступят 500 миллионов, необходимых для закупки металлолома.
О бизнесе малом замолвили слово
Впервые за многие годы на коллегии, посвященной социально-экономическому положению города, выступил представитель малого и среднего бизнеса. Валерий Иванович Афанасьев, руководитель торгового дома и депутат городской Думы, поведал о том, с какими трудностями столкнулись предприниматели. Финансовый кризис отрицательно сказался на доступности кредитов, на их удорожании и, как следствие, привел к сокращению оборотных средств.
Выходом могла бы стать поддержка важных для города проектов реализуемых частным бизнесом. Другой проблемой, мешающей развитию бизнеса, является неурегулированость имущественных отношений. По одному федеральному закону, бизнесмены имеют права выкупа имущества, используемого в своей деятельности, но, зачастую, не имеют возможности это сделать по причине отсутствия средств. По другому закону, имущество, находящееся в фонде имущественной поддержки бизнеса, не может быть выкуплено, когда у предприятия есть для этого возможности. Еще одна проблема среднего и малого бизнеса состоит в длительности оформления документов на право строительства. Завершая заседание коллегии, Владимир Петрович Михалев сказал: «Нашему городу преодолевать кризис труднее, чем многим другим, так как трудности промышленных предприятий решаются в Москве. Но совместными усилиями мы сделаем все, чтобы сохранить промышленный потенциал города».
(Текст и фото Александр Альдиев)