Производство Суперджетов в Комсомольске-на-Амуре

Шестое посещение Комсомольска-на Амуре и авиационного завода КНААЗ произошло через неполные пять лет после последнего моего визита сюда, когда завод еще назывался КнААПО. 

Оригинал взят у в Производство Суперджетов в Комсомольске-на-Амуре

Когда только начиналось производство Суперджетов, я наведывалась сюда каждые полгода в качестве тассовского фотокорреспондента. На осмотр и съемку ЦОС КнАФ ЗАО "ГСС" (цеха окончательной сборки Гражданских Самолетов Сухого) у нас был всего один день, которого мне оказалось мало. Поэтому я дополню свой рассказ фотками из архива для полноты картины. На сегодняшний день в цеху стоят девять самолетов. На этой фотографии видно шесть и еще трое прячутся за стеной. «« 2. Для сравнения - этот же цех в конце ноября 2006 года. На стене висит плакат "Здесь RRJ обретет жизнь". Для тех кто не в курсе - RRJ - Russian Regional Jet - самое первое название Sukhoi SuperJet. О ребрендинге было объявлено в 2006 году на авиасалоне в Фарнборо. KNAAPO_061130_199 3. Тогда же нам показали часть фюзеляжа самого первого самолета, который через несколько месяцев должен был отправиться в ЦАГИ на статические испытания. Внутри видно Михаила Погосяна, тогдашнего директора "Сухого", у которого Костя Гольденцвайг берет интервью для программы "Авиаторы". KNAAPO_061130_172 4. Первому собранному самолету присвоили номер 95002. Первая машина летная, вторая ставится на наземные испытания. У ГСС первая летная 95001, а статическая 95002. Но собрана первой 95002 потому, что во-первых, собрать летную машину и отработать на ней все системы гораздо дольше, чем собрать планер на статику. Во-вторых, Вы никогда не получите заключение на первый вылет без обжатия машины по статике, хотя бы минимального. 5. 28 января 2007 г. самолет погрузили в "Руслан" и отправили в ЦАГИ на статические и ресурсные испытания, которые длились несколько лет. IMG_9533 6. Третий раз в июле 2007 группе журналистов показали борт № 95001 на стыковочном участке в ЦОС. Здесь ему дадут крылья, хвостовое оперение (кили) и к сентябрю самолет будет готов впервые показаться широкой публике. SSJ-100 1-letnyi 7341 7. Четвертое прибытие в Комсомольск-на-Амуре - выкатка Суперджета 26 сентября 2007 года. SSJ-100_vykatka_0535 Мои фотографии настолько понравились суховцам, что в следующем году меня пригласили снимать первый полет Суперджета. Пятый приезд был самым длительным по пребыванию в Комсомольске и на КнААПО - целых 4 дня! 8. В первый день самолет пробежался по рулежке, на второй были испытания шасси на прочность, на третий - отрыв передней стойки шасси и на четвертый день - 19 мая 2008 года Суперджет под номером 95001 впервые поднялся в воздух! IMG_7005 Потом последовал перерыв почти в пять лет (за это время было несколько съемок в Жуковском, ЦАГИ, на международных авиасалонах) и вот я снова на заводе! Только теперь он называется не КнААПО (Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение), а КНААЗ - Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина. А Суперджет собирают в филиале - КНАФ ЗАО ГСС. 9. Если в прошлый раз в ЦОС стояло три самолета с номерами 95001, 95003 и 95004, то сейчас собирается уже номер 95036! Он в этом году уйдет мексиканскому заказчику - авиакомпании "Интерджет", которая заказала 20 таких машин. «« 10. В цеху происходит финальная сборка всех частей самолета. Жмём на картинку. «« 11. Фюзеляж собирают здесь же, в Комсомольске, кабину и хвост в Новосибирске на НАПО, стеклопластиковые обтекатели в Воронеже на ВАСО, а двигатели SAM146 привозят из Рыбинска с предприятия Power Jet - совместного детища французской Snecma и НПО "Сатурн". «« 12. На стыковочном участке №1 находится борт №95029, предназначенный "Аэрофлоту" IMG_5047 13. Здесь сейчас производится монтаж всех кабелей и авионики. «« 14. Монтаж кабеля в кабине. Тонкая ручная работа доверена женщинам. «« 15. Контроль жгутов проводится на специализированных автоматах заводов изготовителей. Однако существуют места, где невозможно проложить жгут с заделанными разъемами, а часть из них приходится дозаделывать на борту самолета из-за связей одного жгута с другими. На фото: одна из первых предварительных проверок жгутов, которая проводится сразу после их заделки. Далее, на участке отработок под током проводятся натурные проверки взаимодействия всех блоков, пультов и другого оборудования, соединенного между собой жгутами. «« 16. Загорелся красный - всё ок! «« 17. Длина всех проводов в самолете достигает 10 километров! «« 18. Серийный номер при передаче заказчику будет видоизменяться. У завода свой реестр. Например, SSJ-LR на КНААЗ имеет номер 95032, а в Летно-Испытательном комплексе уже будет 97006, потому что у них свой учет, а например в Sky Aviation бортовой номер вообще состоит из комбинации букв. Номер присваивают местные авиационные власти, которые типа как в ГАИ машину на учет ставят. ### ssj 19. Установка фонаря подсветки трапа «« 20. Монтаж агрегатов предкрылков «« 21. Герметизация швов вертикального хвостового оперения «« 22. Сборка сложной системы кондиционирования «« 23. Стыковка крыла и фюзеляжа «« 24. Установка профиля для монтажа обтекателя крыло-фюзеляж «« 25. Владелец харизматичной татухи устанавливает обтекатель крыло-фюзеляж. «« 26. Роман монтирует стойки шасси, а в свободное от работы время активно посещает тренажерный зал. «« 27. Установка топливного насоса «« 28. Два сердца для самолета ждут своей очереди - движки пристыковываются к крыльям в самом конце... «« 29. После установки двигателей самолет ставится под ток. «« 30. Здесь также проверяется работа шасси и промывка гидросистем. «« 31. Под носовым обтекателем монтируется погодный радар. «« 32. Производственные мастера оценивают объем выполненных работ. «« 33. Ребята управляют процессами на платформе или стыковочном участке. «« 34. Борт №95027 будет передан Индонезийской авиакомпании SKY AVIATION. «« 35. В конце 2012 на КНААЗ достигли такта 15 дней, то есть два самолета в месяц. В 2013 стоит задача сокращения такта производства, и к концу года планируется выпускать самолет за 10 дней. «« 36. В этом году “Аэрофлоту” планируется передать семь суперджетов в компоновке full. Первый самолет версии full уже перелетел в Ульяновск, где на него устанавливается интерьер и производится покраска в корпоративные цвета авиакомпании. Ожидается, что он будет передан авиакомпании “Аэрофлот” уже в апреле этого года. «« 37. При этом одновременно с получением самолета в конфигурации full “Аэрофлот” будет возвращать ЗАО “ГСС” самолеты в конфигурации light. Возвращенные SSJ100 в спецификации light могут быть доработаны в соответствии с требованиями заказчиков, выразивших желание приобрести эти воздушные суда после их возврата из эксплуатации авиакомпанией “Аэрофлот”. «« 38. В феврале начались летные испытания первого самолета увеличенной дальности SSJ100-95LR (95032). LR - Максимальная дальность полета SSJ100LR составляет 4 578 километров. Дальность полета базовой версии самолета – 3048 км. Есть некоторые конструктивные отличия отъёмной части крыла и центроплана, но внешне это никак не проявляется. В цехе мы видим первую серийную машину - по заказу “Газпромавиа” (95033). «« 39. Первая машина сейчас находится в Жуковском на испытаниях, которые займут три-четыре месяца, после чего в Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) будут поданы документы на сертификацию. В этом году планируется изготовить три SSJ10095LR, а первый будет поставлен заказчику уже в 2013 году. «« 40. 95025 - это первый full, установка интерьера и покраска будет производиться на "Авиастар-СП" в Ульяновске. Помните конкурс AFL "раскрась SSJ"? Возможно, именно он получит ливрею по дизайну победителя конкурса. «« 41. 95025 готов к выкатыванию из ангара. Поехали! «« 42. Через пару часов борт совершит свой третий испытательный полет. «« 43. Из цеха самолет отбуксируют на стоянку, где проведут предполетную подготовку. «« 44. Вид с крыши цеха «« 45. Утренняя тень не так изящна, как самолет. «« 46. Предполетная подготовка включает в себя заправку, подключение источника наземного питания контрольную проверку систем... «« 47. К взлету готов! «« 48. 95025 планируется передать "Аэрофлоту"  этой весной. «« 49. С оптимизмом в будущее! «« 50. Все ливреи Суперджета на сегодняшний день. Желтая -  это не ливрея, а грунтовка. Все самолеты изначально такие. color SSJ Вот такая красота! На следующий день мы полетели на Суперджете "Якутии" из Хабаровска в Якутск продолжать знакомиться людьми и самолетом, которые живут в одном из самых экстремальных мест планеты. Продолжение следует!

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий