Не дать уехать, привлечь приехать: цели и задачи «дальневосточного гектара»

Представители профильных министерств и ведомств обсудили законопроект о «дальневосточном гектаре» в формате «нулевого чтения»

В Общественной палате РФ прошло «нулевое чтение» проекта федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Проект внесен Минэкономразвития РФ и Минвостокразвития РФ и согласован с Минприроды, Минсельхозом, Минстроем и Минфином РФ.

Председатель Комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Евгения Уваркина отметила, что законопроект имеет большое социальное значение, но в то же время содержит много спорных моментов, которые и призвала обсудить.

На слушаниях документ представил Статс-секретарь — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Кирилл Степанов. Он отметил, что уже в этом месяце законопроект будет рассмотрен в первом чтении, и при этом будет учтено все сказанное на общественных слушаниях. Предполагается, что он вступит в силу с 1 мая 2016 года.

Целью законопроекта он обозначил снижение оттока населения с Дальнего Востока: «Около 20000 жителей региона уезжают ежегодно. Мы хотим прервать негативную тенденцию. Еще одна цель законопроекта — привлечь новых жителей в регион. Учитывая, что основным условием предоставления земель является осуществление хозяйственной деятельности на них, законопроект стимулирует предпринимательскую активность граждан и в целом ускорение социально-экономического развития региона».

Кирилл Степанов перечислил порядок и условия безвозмездной передачи земель гражданам: участки предоставляются однократно, в размере до одного гектара, на пять лет безвозмездно (далее, если гражданин использовал участок, как разрешено, он может получить его в безвозмездную собственность насовсем); землю можно выбрать в создаваемом электронном реестре; упрощенный порядок предоставления земли; запрет перехода прав собственности иностранцам. Отмечалось, что 20% респондентов общероссийского опроса ВЦИОМ согласны получить земли на Дальнем Востоке, и наиболее популярна эта идея у молодого поколения.

Евгения Уваркина как аграрий задалась вопросом: достаточно ли 1 гектара для ведения фермерского хозяйства: «Если вы хотите, чтобы на землю пришли фермеры, этого мало. Может, предусмотреть возможность дать ему участок больше — рядом, например, в срочную аренду на 10-15 лет? И как в чистом поле он может что-то вырастить, а потом реализовать?»

Евгения Уваркина также напомнила о том, что в 2012 году рабочей группой при аграрном Комитете Госдумы была разработана переселенческая программа, в которой, например, предлагалось предоставлять до 150 га.

Председатель Российского переселенческого Движения «Человек. Земля. Россия», председатель совета директоров Союза землеустроителей России и член Научно-консультативного Совета при ОП РФ Андрей Гуськов отметил, что законопроект — это первый шаг со времен столыпинских преобразований столетней давности. Он перечислил проблемные моменты документа, которые, однако, решаемы.

«Да, люди хотели бы переехать, и рассматривают организацию там сельского хозяйства. Учитывая климатические и почвенные условия региона, это непросто. Готовы ли мы создать систему поддержки граждан, которые хотят заняться сельским или все-таки лесным хозяйством на Дальнем Востоке? Поддержка кредитования под залог предоставляемой земли, действительно, будет необходима гражданам. Но можно ли всем там раздавать кредиты под такие условия? Не произойдет ли повторение истории с ваучерами, например? Финансово-экономическое обеспечение законопроекта тоже вызывает вопросы», — перечислил Гуськов.

Еще один член Научно-консультативного совета при ОП РФ, ведущий научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук Николай Кичигин согласился с ранее выступавшими, что концептуально законопроект очень «сырой».

Необходимо выделить, для кого он предназначен, каковы его цели, отметил Николай Кичигин. «Раздавать землю бесплатно — на какую деятельность? Для сельского хозяйства 1 гектара действительно недостаточно. Если мы хотим поддерживать лесное хозяйство, то давайте проводить через лесное законодательство нормы поддержки для переселенцев. Очень настораживает момент с полным разрешением на изменение видов категорий пользования земель. Как это вписывается в политику лесопользования? Это грозит отсутствием контроля государства над использованием этих земель. За чей счет будет проводиться кадастровый учет земель? Непонятны и экологические последствия таких решений. Государство просто раздает землю в надежде, что народ сам придумает, что с ней делать? Это не системное решение», — отметил Николай Кичигин. 

Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды России Иван Советников сказал, что разделяет позицию выступающих по поводу целевого использования земель, а также указал на очевидность того, что лесной массив будет использоваться скорее всего как сельскохозяйственный участок.

Заместитель директора Департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Эдуард Галишинвысказал мнение, что существует риск возникновения земельных споров, так как не у всех граждан оформлены участки, встает вопрос урегулирования оформления прав.

Есть и еще один аспект: присутствовавшие на слушаниях представители малых коренных народов выразили беспокойство по поводу того, что их исконные земли должны быть защищены и не должны попасть под «раздачу» — в прямом смысле этого слова.

В ходе мероприятия был озвучен целый ряд сомнений и спорных вопросов. Некоторые участники прямо указывали на то, что законопроект идет в разрез с действующим законодательством. Поэтому Евгения Уваркина, согласившись с высказанными мнениями, уточнила, что их необходимо учесть или в данном законопроекте, или внеся изменения в лесное и сельскохозяйственное законодательство.

Так или иначе, отметила Евгения Уваркина: «Законопроект имеет важные цели. А мы должны найти инструменты для решения этих задач в рамках правового поля». Для подготовки итоговой резолюции будет создана рабочая группа.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий